Абастумани, Январь 2009

Очнувшись от новогодней пиани первого января сего года от рождества даже не вспомнить кого.. хотя какая разница кого угораздило родиться 2009 лет назад? главное что весь мир пирует и пянствует отмечая эту дату.. Я то обнаружила себя в окресностях Бакуриани с компании развеселых друзей. Лыжны сезон в самом разгаре и в Бакуриани яблоку негде упасть, и цены не по наш карман и народу больно много.. я как некогда Остап Бендер с похмелия решила что чужая на этом празднике жизни и плотно поев и оставив ненужны багаж друзям отправилась на встречу судьбе.
Судьба встретила меня в виде красной маршрудки следовавшей в Борджоми и расталась со мной на перепутии дарог Вале <------> Хашури. В Хашури мне делать точно было нечего поэтому накинув рюкзак направила свой стопы в сторону Вале. Проидя километр другой и отоварившись провизии в ближаишем супере судьба в виде белой маршрутки с гордой надписю Ахалцихе вновь настигла меня. Не без труда ввинтившись в битком забитую Маршрутку мы поехали.
Если я четко знала что мне надо доехать до Ахалцихе, то что делать после представлялось весьма смутно. Беспокоили и праздники, во время которых и в столице трудно что то достать и во время кудато попасть, водители тоже люди... а что о провинции говорить?
через час я уже расплатилась за проезд на автовакзале Ахалцихе и оглядывалась по сторонам. План был прастой, сесть там на первую попавшую маршрутку в сторону Аспиндзи или Абастумани. Первое направление выглядело более интересным но сложным в виду холодной зимы... но не повезло... никаких намеков на транспорт в ту сторону не было, за то маршрутка с надписю Абастумани гордо стояло поджидая пасажиров. Судьба так судьба решила я и заняла свое место.
через пол часа маршрудка гудя подежала к Абастумани, с перва к селу далее к курорту.
Курорт Абастумани был основан в 70их годах 19 века. Брат Николая второго был болен чехоткой, его врачи искали место с подходящим климатом по всей необятной империи и нашли деревушку Абастумани на реке Оцхе, выше по течению скоро был построен дворец для царственого больного и он переселился со свойм двором в эти края, в ущелие с хвоиными лесами на высоте 1400 метров.
Тут же были открыты горячие минеральные воды а в 5 км, на горе Канобили, высота 1900 м. построена обсерватория. В советское время слава богу изменилось не много, единственым напоминанием об этой эпохе служат пара уродливых зрущевок в стороне от 2 этажных котеджей с резнимы верандами.
В пост советское время курорт пришел в урадок. Приежают тут только летом пресищыные морем жители Батуми или же люди с проблемными легкими. А зимой вовсе мертвый сезон... и зря...
Вежая в Абастумани решила взять быка за рога... в зимнюю стужу спать под открытым небом безумие так что надо искать ночлег. Опрасив посажиров решила последовать их совету и направиться через дорогу в гостиницу Тини Нателашвили. Сказано сделано, через 10 минут я уже расплатилась за 3 суток (12$!!!) и закусив направилась к горе Канобили...
снег валил крупными хлопями... дорога извиваясть подымалась вверх, вся засыпаная снегом... темнело....
вернулась в гостиницу, в свой холодный номер, обставлены 3 краватями, столом, 3 стулями и железной печкой. Через минуту вошла и тетя Тина с охапкой дров, быстро подмела, разожгда печь, от чего в унылой комнате стало тепло и уютно, и просила позвать ее если что понадобиться.
Утро было морозное... в комнате холодно.. усилием воли вскочив с постели пошла умываться и позвала хозяику. Тетя Тина как и на кануне появилась с дровами, пораспросила, что меня занесло сюда в этаки мороз и расказала все о свойх предках... почемуто от этой болтовни милой старушки мне стало тепло и уютно.. вот она старая добрая Грузия... собеседники должны быть открыты, нет таин и секретов... святая простата сельской жизни... Я сказала что меня интересует Борджом-Харагаульский национальный парк - и вот удача, сын тети Тини там работает. Хозяика прегласила меня к себе, для знакомства с сыном. Я одевшись пошла за ней. В тесной комнате сидело 3 мужчин, попивали коняк и кушали пирожные. мне сразу дали тарелку и рюмку. Випили за дом, за хозяев, за меня и только после перешли к делу. Я первым делом назвала всех кого знаю из Борджмской администрации парка, после такого представления беседовали уже как старые знакомые. Гостями у них занимался молодой реинджер, который по совместительству охронял альпииские высоты парка на этом участке, а у "стариков" участкий были лесные и они вели с браконерами и лесорубами упорную и жстокую войну. Мой новый знакомы предложил называть его просто Симонычом. Позвонили и молодому сотруднику парка, который окозался дома с гостями и пригласил нас.
Гиоргий, так его звали, окозался парнем лет 23-24 и жыл с мамой на втором этаже одного их котеджей. В столовой был накрыт стол и за столом сидели двое мужчин. Нас пригласили сесть и завязалось застолие. Мать Гиоргия обслуживала нас и все дружно пытались плотно меня накормить. Кочевать с застолия на застолие в мой планы и желания никак не входило, и я пала жертвой нашего гостеприимства. Наконец мы вырвались от Гиоргия с намерением продолжить пир у лесничих в "офисе". Взяв еду, погрузились на машины и поехли вон из поселка к парку. У везда в национальный парк и находился одноэтажный деревяный котедж который лесничие гордо именовали Офисом, явно смакуя недрузинское слово. "Офис" состоял из большой горницы, кабинета начальника и спальни дежурного где стояли 2 кровати, стол, несколько табуреток и железная печь. в этой комнате мы и сложили наши припасы. Мужчины быстро разожгли печь и комната быстро наполнилась теплом.
випив пару тостов Гиоргий предложил поехать с ним в глубь парка, на его старой ниве. Сказано сделано, мы покатили вверх по обледенелому серпантину, в белое ущелие к перевалу Зекари, откуда уже начиналась Западная Грузия.
Сосновые ветки зарапали стекла, нива то и дело застревала на паворотах, но юркий водитель жжал на газ и мы преодолевали очередной крутой подем.
Начался сильный снегопад и видимость скоро стала почти нулевая. Еще подем и наша нива встала.
- Дальше хуже, надо пойдти пешком - сказал Гиоргий и мы оставив ниву пошли.
Снежные вихри крутились вокруг нас, ветер завывал... мы шли быстрым шагом по снежной целине.
- Вот видишь следы? - укозал мой проводник на четкие следы пересекающие нашу дорогу - это волк недавно пробежал, обрати внимание, это прижки, след совсем свежи, скоро его занесет снегом.
На пути мы встретили по меньшей мере пол дюжины совсем свежих волчих следов и пару раз следы заяца.
-Волки летом менее опасны, так как у них достаточно еды, а зимой они спускаються в плотную к поселкам и очень агресивный. Так что даже не думай гулять одна, особено вечером и ночью. Давно, при комунистах, тут недалеко были расквартированы пограничники, так вот одного солдата загризли волки.
- А медьведи как?
- Оычно хищники сами стороняться людей. Сейчас медьведи спят. Опасны старые, которые не могут уже сделать берлогу и не спят. Они очень агресивный. Летом еще опасны медвежата, они не знают что такое человек и из любопытства могут сами к людям подойдти, сами они безвредны, но за ними если идет медведица то это очень опасно.
Так мы шли, Гиоргий просвещал меня о нравах хищников. Скоро мы вышли к перевалу. Если бы не пурга, отсуда бы открывался поистине сказочный вид: на севере Кавказ, на западе Черное море, на востоке Джавахетское плато, на юге гряда малого кавказа уже на турецкой територии. Но была пурга и весь пеизаж был окрашен серо белым цветом.. из белого неба сыпались крупные снежные хлопя, на юге виднелось заснеженое ущелие, склоны гор покрытые заснежеными хвойными лесами... на юго-востоке возвышалась гора, вся белая, безжизненая.. вот такие альпииские луга зимой... Я с жадностю пыталась ухватить, запечетлеть в памяти, каждый кусочек этого райского зрелища. Ветер дул в лицо, волосы примерзли, уши и нос тоже прехватило инеем... мороз резал кожу но мне это было безразлично.. красата белого безмолвия перевешывала все неудобства. Мой провадник явно не разделял моего энтузиазма и мы побрели назад.. тишину белого безмолвия нарушали только звук наших шагов.
Мы достигли машину не без радости и понеслись по заснеженой дороге обратно, вниз, к лесникам.
Пир был в разгаре, когда мы открыли дверь и внесли в теплую комнату снег и мороз. Нас усадили и налили по рюмке напитка именуемого коняком, однако это была розовая настоика с лимоном... сладкая, тягучая... тепло разлилось по мойм членам и стало тепло и так уюутно.
Тосты были простые, незамысловатые, так же как и компания... мужчины хвастали успехами на поприще борьбы с браконерами и делились какой рай можно сделать из этого местечка были бы деньги. В углу слоял стары телевизор, сигнал слабы, изображение черно-белое, филь - старая грузинская комедия. Мужчины смеялись и перекидывались цитатами. Разашлись поздно. Симоныч разжег печь в моей комнате и пожелал спокойной ночи.
Утро... за окном снегопад. Тетя Тина разжигает печь и приносит чайник с кипятком. Наученая вчерашним опытом, решила с утра избегать вчерашних знакомых, чтобы не попасть в плен гостеприимства. Позавтракав и випив горячий кофе улизнула из гостиницы к подножиям горы Канобили, в ущелие Оцхе.. Я была еще на територии поселка когда на снегу разглидела следы волчих лап, несколько часавой давности. Правы были мой новые друзя.. небезопасно тут гулять. Я сошла с дороги и по целине пошла в доль реки. Река была скована льдом и покрита снегом. Разлечить где кончаеться берег и наченаеться лед было не просто... на право от меня была дорога и дальше скалы покрытые снегом, на лево река и лес.. временами отяжалев от внега ветки сосен нагибались и с них сыпался снег. кроме шагом тишину ничего не нарушало.
Я присела... утонула с снегу... мой ноги утонули в белой масе... тишина.. слишно слабое журчание воды под льдом... и звук падающих хлопев. волшевство... мое дыхание слышно четко и ясно, слишком громко. сижу и слушаю, вслушиваюсь в звук падающих хлопев... нигде не читала об этом звуке.. никогда не был описан снегопад звуками. Надо сидеть тихо, не шевелиться, дишать тихо тихо, чтобы слышать этот шелестящий звук.
Сплю ли я? сколько я здесь сижу? мой члены одеревенели... бедра остыли... руки покраснели, нос уи уши не чувствую вовсе... пальцы ног болят от мороза.. прошел час или меньше? а может больше? все эти ощущения второстепеный по сравнению с волшебными звуками падающего снега. Подавляю в себе голос плоти и продолжаю наблюдать и слушать... белые хлопя литят то быстро то медлено, шурша. Ветра нет... ощущение холода постепено исчезает. Какой то голос окликивает меня.. но я не оборачиваюсь. Еще оклик... Я принудила себя встать. На дороге Гиоргий, из своей нивы окликивает. Подхожу.
-Что с тобой? тебе плохо? - обеспокоино спрашивает он.
-Скорее хорошо.. дыже слишком хорошо.. - мне немного жаль что он нарушил эту тишину..
-Да ты вся белая.. сколько ты тут сидишь? так и насмерть замерзнуть можно. Куда тебя отвести? - Добрый парень и слашать не хотел о том что бы оставить меня на дороге. - Скоро темнеет. Не видешь сколько волчих вледов в округе? - Против этого мне нечего было сказать... Неужеди пролител целый день? оказываеться таки да..
Мы поехали к одному из лесничих домой. Стол накрит и вся та же компания за столом обедает. Мне налили того же "розового коняка" чтоб согреть. Замерзшие и задубевшие суставы вновь начали обретать свой обычные своиства... уши и нос жгло и колола.. видать я их и вправду отморозила...
-Сколько на улице градусов? - спросида я
Один из мужиков выглянул на улицу и сказал:
- 17-18 ниже нуля будет... под утро и все -25 будет.
Не мудрено что я отморозила уши.
Было поздно когда я попала в свою комнату, мереоделась и заснула..ощущение земного рая усилилось хмелю и во сне снились падающие снежинки.
Проснулась поздно. Сегодня воскресение, завтра рабочи день... пора уежать..
Тетя Тина как всегда растопила печь, дала кипяток и сказала что маршрудка в Тбилиси отежает в 3 часа и билет лучше брать заранее.
Позавтракав и собрав пожитки вышла на улицу. Снег все валил... холод не чувствоватся. Выло уже 12 часов и у меня остовалось 3 часа. Гуляла по посклку, осматривая особено примечательные котеджи с интересной резбой...
Домики, как в сказках... покрытые снегом.. некоторые обитатели выходили на улицу чтобы взять охапку дров и опять заидти в теплую комнату. Вокруг некоторых домов бегали большие собаки, то и дело лая..
Над многими порогами на крышах вохвешался резной петушок, окна украшеные резбой.. декоративные балки быглядывали их под крыш... Балконы с богато украшеными ветхими резными перилами походили на старых дев, которые несмотря на седину и морщинистое лицо, продолжают стидливо улыбаться и кокетничать... хотя в отличии от дев эти дома можно привести опять в падлежащий вид. Местные власти запретили жителям самилично ремонтировать фасады, чтоб не нарушать общий стиль, но денег реставрировать курорт видимо нет.
Сама не замечая, начал осматривать дома приценивающе и мисли побежали уже другие, сколько будет тут стоить недвижимось?
С такими мислями я вновь окозалась в центре, у остановки маршрудки. Поперек дороги шел невысокий, худощавый, смуглый мужчина. Я его сразу узнала и окликнула:
-Мамука, с новым годом вас! помните меня? - он немного призадумался и улыбнувшись ответил
-Какже! с новым годом! вижу твоя нога зажила, уже не хромаешь!
Я заняла свое место в красной маршрудке и скоро мы тронулись в путь.. вон из этого райского уголка... туда ... назад в цивилизацию...
Одно знаю твердо, я сюда вернусь, вместе с весной...
4 часа пути... более 200 км .... гудя маршрудка увозит меня в большой мир.

Comments

Popular posts from this blog

Внизу Сванетия

До свидания