Хорошая статья

Плохой диагноз

Несмотря на все усилия российской стороны, принятая вчера на зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге резолюция по ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии носит односторонний прогрузинский характер. Это делает ее похожей на предыдущий документ от октября 2008 года «О последствиях войны между Грузией и Россией». Грузинской делегации вновь удалось включить в документ требование к Москве аннулировать признание независимости обеих республик, сделанное в августе 2008 года. Ассамблея заявила, что «осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, являющееся нарушением международного права».

В резолюции утверждается, что российская сторона не выполнила большинство положений предыдущего документа, включая обеспечение доступа международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. Всего лишь одного голоса не хватило ПАСЕ для принятия поправки, рекомендовавшей рассмотреть вопрос о временном лишении права голоса в апреле 2009 года делегаций России и Грузии в случае невыполнения предъявленных требований. В интервью грузинской телекомпании «Рустави-2» российский депутат Сергей Марков вчера сообщил, что «в кулуарах ассамблеи коллеги признают за Россией правду, но боятся говорить об этом, чтобы мы и в дальнейшем не использовали военную силу».

Как бы то ни было, российская делегация проиграла борьбу за поправки к проекту резолюции ПАСЕ. Все 33 предложения российских депутатов были отклонены подавляющим большинством голосов. Не прошли формулировки, освобождающие Россию от ответственности за действия местных властей и вооруженных формирований Южной Осетии. Российские депутаты, защищая свою позицию, апеллировали к прецедентам Косово и Северного Кипра -- однако их аргументы не получили поддержки.

Те поправки, которые ужесточали формулировки в отношении России, были приняты. Осталось в резолюции и повторное требование к Москве обеспечить беспрепятственный доступ в Абхазию и Осетию международных наблюдателей. Миссия Евросоюза осуществляет мониторинг в Грузии с 1 октября 2008 года, но ее наблюдатели пока не могут получить разрешение попасть в Абхазию и Южную Осетию. После декабрьского вето России свою деятельность в Грузии сворачивает миссия ОБСЕ. Похоже, аналогичная участь в феврале постигнет и миссию ООН. Россия требует, чтобы в Грузии, Абхазии и Южной Осетии работали раздельные миссии. Но Тбилиси категорически против такого решения, усматривая в нем подрыв «территориальной целостности» страны.

Российская делегация в ходе вчерашнего заседания ПАСЕ настаивала, что, принимая октябрьскую резолюцию, сторонники Грузии в ПАСЕ изначально делали ее невыполнимой. Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что ряд требований ПАСЕ не может быть выполнен Россией "в силу их неверного определения". Дело в том, что ассамблея неправильно оценила характер событий -- как «войну между Грузией и Россией». По его словам, «поставив неправильный диагноз, ассамблея предписала неверное лекарство и предложила России лечить эту болезнь неверными средствами».

«На самом деле в Южной Осетии не было никакой войны между Грузией и Россией. Там была военная операция, санкционированная грузинским руководством против населения, которое проживало на территории Южной Осетии. Вполне возможно, с целью уничтожения этого населения. До тех пор, пока мы четко не зафиксируем это обстоятельство, мы будем продолжать повторять ошибки» --таково мнение г-на Косачева. По его словам, если бы Россия отказалась от признания Абхазии и Южной Осетии, то Грузия решилась бы на новую военную операцию, так как «у грузинского руководства нет другого варианта восстановления территориальной целостности Грузии».

Российский депутат Валерий Федоров предложил назвать августовские события «конфликтом между Грузией и Южной Осетией, в который была втянута Россия». Международных наблюдателей он обвинил в предвзятости, поставив под сомнение целесообразность их доступа в Южную Осетию и Абхазию.

Такая позиция вызвала жесткую критику других участников дискуссии. Депутат Григорий Омельченко от Украины признал, что военная акция Грузии против населения Южной Осетии заслуживает осуждения, но еще большего осуждения, по его словам, заслуживает «агрессия России против Грузии». С точки зрения международного права, уверен он, именно Россия вторглась в независимое государство и насильственно изменила его границы.

Депутат от Норвегии Лизе Кристоферсен заметила, что российские СМИ сообщают российской аудитории о перемене настроений западной общественности в сторону понимания позиции Москвы. А поскольку это не соответствует действительности, такая информационная политика «провокационна». По ее словам, обе стороны конфликта совершили военные преступления, и не дело ПАСЕ сейчас спорить о степени вины. По мнению г-жи Кристоферсен, надо перенести внимание с государств на людей, которые пострадали и продолжают страдать.

Многие выступавшие обвинили Россию в окружении Южной Осетии «новой берлинской стеной», которая отсекает ее население от международной помощи, поступающей через Грузию. По мнению украинского депутата Алены Бондаренко, по сравнению с положением в октябре 2008 года Россия сделала шаги назад, в то время как грузинская сторона сделала реальные шаги вперед по выполнению резолюции ПАСЕ: «90% требований октябрьской резолюции Россия не выполнила». О «явном отсутствии прогресса с российской стороны» говорил и финский депутат Киммо Саси.

Принятая вчера резолюция ПАСЕ оказалась весьма благосклонной к Грузии -- ведь она «исполнила многие, но не все требования октябрьской резолюции ПАСЕ». Депутаты, в частности, приветствовали «расследование грузинской генеральной прокуратурой фактов предположительных нарушений прав человека и гуманитарного права, совершенных обеими конфликтующими сторонами». Правда, при этом была выражена обеспокоенность тем, что «положения грузинского закона об оккупированных территориях могут расходиться с принципами международного закона о правах человека, включая европейскую конвенцию по этому вопросу». Кроме того, ассамблея призвала Грузию воздержаться от «каких-либо действий, которые могут спровоцировать либо усилить напряженность вдоль границ Южной Осетии и Абхазии», так как это может обернуться новой войной.

С конца 2008 года обстоятельства начала вооруженного конфликта расследует специальная комиссия Евросоюза, имеющая мандат до 31 июля 2009 года. Ее возглавляет авторитетный и опытный дипломат из Швейцарии Хайди Тальявини, которая ранее руководила миссией ООН в Грузии. Вчера ПАСЕ решила вновь вернуться к вопросу российско-грузинских отношений после доклада этой комиссии и призвала все страны сотрудничать с ней, вплоть до «предоставления спутниковых данных, которые могли бы способствовать расследованию».

В интервью «Времени новостей» экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сказал, что, по его мнению, именно выводы комиссии Хайди Тальявини определят акценты в отношении всех международных институтов к случившемуся в августе прошлого года. Бывший руководитель Грузии отметил, что «с нетерпением ожидает этого доклада». По его личному восприятию, военные действия первыми начала Грузия, но так ли это и что вынудило Тбилиси пойти на это, должна разобраться комиссия Евросоюза. Бывший министр иностранных дел СССР также подчеркнул, что Грузии не следовало разрывать дипломатические отношения с Россией, а наоборот, использовать для официального общения все возможности.

Пока же, по сообщению грузинской телекомпании «Имеди», Грузия празднует дипломатическую победу. Первый заместитель председателя парламента Грузии Михаил Мачавариани заявил вчера, что «Россия не уважает ПАСЕ и этой позицией оскорблены депутаты ассамблеи».

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия