Золотая Аспиндза – путешествие в Саро - 1
О том как все планировалось
В деревушку Саро, где находиться городище бог весь какой давности я в первый раз попала в Ноябре 2008 года. Для меня увиденное было шоком, на золотистых склонах плато, на краю обрыва титанические камни сложенный в причудливые формы в которых угадывались очертания стен и огромных здании. Огромные глыбы покрытые темно оранжевым мхом произвели страное впечатление. По возвращении в Тбилиси я у всех знающих людей стала спрашивать о Саро, но толком никто ничего не знал. Серьезных раскопок там не было, толком не изучено, по некоторым данным поселение тут существует с бронзового века а сами развалины относятся к концу первого тысячелетия до нашей Эры.
Саро запал мне в душу, тем более он находиться в моем любимом Аспиндзском районе, чьи узкие скалистые долины, суровый сухой климат, редкие леса и золотистые крутые склоны, высокие ровные и холодные плато меня всегда влекли к себе.. Эта красота Месхети необычна для Грузии, эта суровая красота скал и обрывов, растения на скалах боряться за выживание, тут все сурово кроме разве ветерка, который не раз ласкал мое лицо, всегда нежно, но иногда тепло иногда холодно…
С ноября Саро мне не давал покоя, но поехать туда не выходило никак. Наступила и кончилась зима а я так и не выбралась. Наконец в Марте решила плюнуть на холода, и ежать во что бы не стало. Первым делом встретив старого друга Цивциву спросила какие у него планы на следующие выходные. Он сказал что пока никаких. Тут я ему сурово сказала:
- Отлично. Не смей ничего планировать. Едем в Саро, автостопом.
То ли мой тон был слишком суровый, то ли ему было все равно куда, лишь бы ехать, но он сразу согласился.
Потом была открыта тема на форуме, где большенство высказалось что пока очень холодно. Да и прогноз не порадовал. Суббота снег и метель, ночью -12 а днем не более +5. согласился только Алекс.
В конце концов Я, Цивцива и Алекс встретились за кружкой пива и обсудили дислокацию. Цивцива настоял что лучше ехать до Ахалцихе не поезде и этим выиграть ночь. Так что выехали ночью в пятницу а не утром в суботу. Я скрепя сердцем согласилась. За день до поездки заглянула на форум и увидела еще одного камикадзе – Арчила, так, что нас уже четверо и в пятницу с утра побежала на вокзал купить билеты. Тут мне звонит Цивцива и говорит что нужно 5 билета, его друг Андрей тоже с нами.
День перед интересной поездкой тянется бесконечно медленно. Целый день я любовалась билетами. Назад дороги уже не было.
Вечер, дом, сборы и пора на вокзал!
В зале ожидания все четверо уже были, были и провожающие. Нас провожали как в последний путь, скромно напоминая советы знающих людей и том что в Аспиндзе сильные заморозки ночью и что знающие люди не советуют пока туда ехать и что Саро на несколько сотен метров выше Аспиндзи и соответственно холоднее. Но мы не слушали и весело уверяли друзей что все вернемся живими и здоровыми.
К 21:00 мы пошли на перон, нашли вагон Тбилиси – Вале в хвосте длиного состава Тбилиси – Озургети и Тбилиси-Кутаиси. Очередной раз попрощались с друзями и залезли в вагон.
Железнодорожная
Первый вошел Арчил уткнувшись носом в билеты громогласно заявил всем что места 1-5 наши. Но на эти места сидели пожилые бабушки с огромными сумками и ничуть не смущались. Наше требование, хоть и очень вежливое, уступить нам наши места вызвали не протест и даже не смех а полное недоумение как и у пасажиров так и у проводника. В итоге проводник нам по доброму посоветовал не заморачиваться с нумерации а по быстрее найдти места и сесть. Мы сочли совет очень мудрым и последовали ему. 4 места нашлись в середине вагона, Андрею прешлось искать место в хвосте. Закинув рюкзаки на верхние полки мы уселись и принялись болтать. Поезд тронулся уже и нес нас на северо-запад. Нашим соседом был мужчина из Карели, женщина из Ахалкалаки и молодая пара не знаю откуда. Скоро Карелец освоился с нами и вступил в общий разговор. Мы вместе уткнулись в карту и обсуждали наши маршруты. Ребята вообще не имели представления куда мы едем. Мне покозалось смешным что я женщина повела 4 мужчин на нейзвестную им дорогу. Когда уже прешло время прощаться с ним в Карели, прощались как старые знакомые. В тамбуре познакомилась с пяными Хашурцами, которые упорно считали что я военая, хоть я отрицаоа свое причастие к армии. В Хашури они все тоже по дружеский попрощались с нашей компании. Тут поедз стоял пол часа. Во первых вагон Вале отцеплялся от остального состава, который продолжал путь на запад, и к нему прициплялся новый локомотив и вез его уже на юг. Подышать воздухом и посмотреть на это мы все вышли на перон. После порции свежего воздуха возвращаться в душный вагон окозалось еще тяжелее.
Цивцива залез на свободную полку и благополучно отключился. Мы все посмотрели на него с завистю и пошли в тамбур, я курить а остальные просто подышать.
Усталость делало свое дело и мы все злезли на полки в попытке уснуть. Разгаворы в вагоне стихали. Только наш сосед, молодой военый все ухаживал за какой то девушкой, и играл ей на мобильнике допотопную папсу. Мы с Арчилом в конец измученые папсой никак уснуть не смогли и уже к утру перестали делать вид что спим. Подежая к Ахалцихе военый все же добился согласия девушки встретиться вечером а мы завязали беседу с женщиной из Ахалкалаки. В 5:00 нашим мучениям прешел конец – за окнами Ахалцихе и пора сходить. Быстро взяв рюкзаки мы попрощались с неуютным поездом и окозались на продуваемом всеми ветрами темном пероне. Спустившиеся с поезда пасажиры загадочно растворялись в ночной мгле и мы окозались совсем одни.
В дороге пешком и на грузовике
Делать было нечего, взяв поклажу мы потопали прочь с вакзала во тьму. У одинокого таксиста армянина мы уточнили направление выезда в сторону Аспиндзы и пошли. Проидя несколько сотен метров такси нас догнало и водитель освидомился куда мы держим путь. Мы ответили что идем в Саро.
- А вы знаете сколько километров?
- Да – невозмутимо сказал Алекс – 40.
- Больше! – с ужасом в голосе ответил таксист – 45 будет! Отвезу за 30 лари!
- У нас нет денег – ответил Алекс и таксист исчез во тьме.
Дойдя до развилка дорог у везда в Ахалцихе мы повернули на восток в сторону Аспиндзы и пошли. На западе, над городом небо было темным и звездным, на востоке, перед нами была лишь венера на светло синем небе и яркая луна предовала небу чудесный густой яркий синий отенок. Такое небо только в илюстрациях детских книжек видели. Бессоная ночь и голод скоро дали о себе знать и мы устало брели на встречу восходящему солнцу, который уже выделял вершину триалетского хребта прямо перед нами. Когда более менее стало светло мы зашли в какой то сад на обочине и принялись за завтрак. На газовой горилке вскипятили кофе, поели что нашли, но Алекс окозлся не так прост. «Анаком» он приправил резаной зеленю и луком. После завтрака мы решили отдахнуть тут же и дождаться начала движения. Потом разделившись на 2 группы ловить попутки до Аспиндзы или Ниджгори.
Так и поступили. Первыми пошли на трасу Цивцива, Алекс и Андрей. Они очень быстро остоновили Грузовик и позвали нас – в кузове для всех нас мест было предостаточно.
Забравшись в кузов мы быстро сооброзили что задний навес вполне можно преподнять и любоваться пеизажами. Цивцива нашел стул и как король сел прямо в центре и любовался с высока дорогой. Мы беспощадно подскакивали на каждом ухабе а Цивцива со стулом даже политали малость. Как бы там не было до Аспиндзы мы все добрались весьма довольные. Отсюда нас взял другой фургончик и довез до Ниджгори. От цели – деревни Саро нас отделало лишь 4 километра грунтового серпантина. Времени было вдоволь. Солндце уже высоко стояло в небе и согревало холодную землю. Мы немного отдохнули хотя уставшими себя не чуствовали, пофотографировали остатки башни у края дороги и спокоино собрались проидти и последние 4 км из 250 отделявших нас от Тбилиси.
Нащелкав и поборов природную лень мы тронулись. В начале пути мы решили что нечего крутиться на серпантине, лучше резать путь. Но у срезания серпантинов есть свой минус, особено с поклажей за спиной – уставали быстро, да и бессоная ночь напоминала о себе, стоило присесть как мы уже дремали. Один Алекс не уставал и быстрее всех добрался до гребня плато и встал там как истукан и смотрел на наши валяющеся на краю дороги тела.
Цивцива не выдержал долго и тоже пополз по крутому склону а мы продолжали дремать пока снизу не услышали гул двигателя. Несколько минут спустя мы увидели как по дороге едет Урал с людьми в кузове. Дождались его и когда он до нас доехал тоже пригнули во внутрь. Вежая в деревню мы увидели наших друзей, которые смиренно дожидались нас стоя на обочине. Мы гордо проехали мимо и высадили нас уже прямо у развалин.
Продолжение следует....
В деревушку Саро, где находиться городище бог весь какой давности я в первый раз попала в Ноябре 2008 года. Для меня увиденное было шоком, на золотистых склонах плато, на краю обрыва титанические камни сложенный в причудливые формы в которых угадывались очертания стен и огромных здании. Огромные глыбы покрытые темно оранжевым мхом произвели страное впечатление. По возвращении в Тбилиси я у всех знающих людей стала спрашивать о Саро, но толком никто ничего не знал. Серьезных раскопок там не было, толком не изучено, по некоторым данным поселение тут существует с бронзового века а сами развалины относятся к концу первого тысячелетия до нашей Эры.
Саро запал мне в душу, тем более он находиться в моем любимом Аспиндзском районе, чьи узкие скалистые долины, суровый сухой климат, редкие леса и золотистые крутые склоны, высокие ровные и холодные плато меня всегда влекли к себе.. Эта красота Месхети необычна для Грузии, эта суровая красота скал и обрывов, растения на скалах боряться за выживание, тут все сурово кроме разве ветерка, который не раз ласкал мое лицо, всегда нежно, но иногда тепло иногда холодно…
С ноября Саро мне не давал покоя, но поехать туда не выходило никак. Наступила и кончилась зима а я так и не выбралась. Наконец в Марте решила плюнуть на холода, и ежать во что бы не стало. Первым делом встретив старого друга Цивциву спросила какие у него планы на следующие выходные. Он сказал что пока никаких. Тут я ему сурово сказала:
- Отлично. Не смей ничего планировать. Едем в Саро, автостопом.
То ли мой тон был слишком суровый, то ли ему было все равно куда, лишь бы ехать, но он сразу согласился.
Потом была открыта тема на форуме, где большенство высказалось что пока очень холодно. Да и прогноз не порадовал. Суббота снег и метель, ночью -12 а днем не более +5. согласился только Алекс.
В конце концов Я, Цивцива и Алекс встретились за кружкой пива и обсудили дислокацию. Цивцива настоял что лучше ехать до Ахалцихе не поезде и этим выиграть ночь. Так что выехали ночью в пятницу а не утром в суботу. Я скрепя сердцем согласилась. За день до поездки заглянула на форум и увидела еще одного камикадзе – Арчила, так, что нас уже четверо и в пятницу с утра побежала на вокзал купить билеты. Тут мне звонит Цивцива и говорит что нужно 5 билета, его друг Андрей тоже с нами.
День перед интересной поездкой тянется бесконечно медленно. Целый день я любовалась билетами. Назад дороги уже не было.
Вечер, дом, сборы и пора на вокзал!
В зале ожидания все четверо уже были, были и провожающие. Нас провожали как в последний путь, скромно напоминая советы знающих людей и том что в Аспиндзе сильные заморозки ночью и что знающие люди не советуют пока туда ехать и что Саро на несколько сотен метров выше Аспиндзи и соответственно холоднее. Но мы не слушали и весело уверяли друзей что все вернемся живими и здоровыми.
К 21:00 мы пошли на перон, нашли вагон Тбилиси – Вале в хвосте длиного состава Тбилиси – Озургети и Тбилиси-Кутаиси. Очередной раз попрощались с друзями и залезли в вагон.
Железнодорожная
Первый вошел Арчил уткнувшись носом в билеты громогласно заявил всем что места 1-5 наши. Но на эти места сидели пожилые бабушки с огромными сумками и ничуть не смущались. Наше требование, хоть и очень вежливое, уступить нам наши места вызвали не протест и даже не смех а полное недоумение как и у пасажиров так и у проводника. В итоге проводник нам по доброму посоветовал не заморачиваться с нумерации а по быстрее найдти места и сесть. Мы сочли совет очень мудрым и последовали ему. 4 места нашлись в середине вагона, Андрею прешлось искать место в хвосте. Закинув рюкзаки на верхние полки мы уселись и принялись болтать. Поезд тронулся уже и нес нас на северо-запад. Нашим соседом был мужчина из Карели, женщина из Ахалкалаки и молодая пара не знаю откуда. Скоро Карелец освоился с нами и вступил в общий разговор. Мы вместе уткнулись в карту и обсуждали наши маршруты. Ребята вообще не имели представления куда мы едем. Мне покозалось смешным что я женщина повела 4 мужчин на нейзвестную им дорогу. Когда уже прешло время прощаться с ним в Карели, прощались как старые знакомые. В тамбуре познакомилась с пяными Хашурцами, которые упорно считали что я военая, хоть я отрицаоа свое причастие к армии. В Хашури они все тоже по дружеский попрощались с нашей компании. Тут поедз стоял пол часа. Во первых вагон Вале отцеплялся от остального состава, который продолжал путь на запад, и к нему прициплялся новый локомотив и вез его уже на юг. Подышать воздухом и посмотреть на это мы все вышли на перон. После порции свежего воздуха возвращаться в душный вагон окозалось еще тяжелее.
Цивцива залез на свободную полку и благополучно отключился. Мы все посмотрели на него с завистю и пошли в тамбур, я курить а остальные просто подышать.
Усталость делало свое дело и мы все злезли на полки в попытке уснуть. Разгаворы в вагоне стихали. Только наш сосед, молодой военый все ухаживал за какой то девушкой, и играл ей на мобильнике допотопную папсу. Мы с Арчилом в конец измученые папсой никак уснуть не смогли и уже к утру перестали делать вид что спим. Подежая к Ахалцихе военый все же добился согласия девушки встретиться вечером а мы завязали беседу с женщиной из Ахалкалаки. В 5:00 нашим мучениям прешел конец – за окнами Ахалцихе и пора сходить. Быстро взяв рюкзаки мы попрощались с неуютным поездом и окозались на продуваемом всеми ветрами темном пероне. Спустившиеся с поезда пасажиры загадочно растворялись в ночной мгле и мы окозались совсем одни.
В дороге пешком и на грузовике
Делать было нечего, взяв поклажу мы потопали прочь с вакзала во тьму. У одинокого таксиста армянина мы уточнили направление выезда в сторону Аспиндзы и пошли. Проидя несколько сотен метров такси нас догнало и водитель освидомился куда мы держим путь. Мы ответили что идем в Саро.
- А вы знаете сколько километров?
- Да – невозмутимо сказал Алекс – 40.
- Больше! – с ужасом в голосе ответил таксист – 45 будет! Отвезу за 30 лари!
- У нас нет денег – ответил Алекс и таксист исчез во тьме.
Дойдя до развилка дорог у везда в Ахалцихе мы повернули на восток в сторону Аспиндзы и пошли. На западе, над городом небо было темным и звездным, на востоке, перед нами была лишь венера на светло синем небе и яркая луна предовала небу чудесный густой яркий синий отенок. Такое небо только в илюстрациях детских книжек видели. Бессоная ночь и голод скоро дали о себе знать и мы устало брели на встречу восходящему солнцу, который уже выделял вершину триалетского хребта прямо перед нами. Когда более менее стало светло мы зашли в какой то сад на обочине и принялись за завтрак. На газовой горилке вскипятили кофе, поели что нашли, но Алекс окозлся не так прост. «Анаком» он приправил резаной зеленю и луком. После завтрака мы решили отдахнуть тут же и дождаться начала движения. Потом разделившись на 2 группы ловить попутки до Аспиндзы или Ниджгори.
Так и поступили. Первыми пошли на трасу Цивцива, Алекс и Андрей. Они очень быстро остоновили Грузовик и позвали нас – в кузове для всех нас мест было предостаточно.
Забравшись в кузов мы быстро сооброзили что задний навес вполне можно преподнять и любоваться пеизажами. Цивцива нашел стул и как король сел прямо в центре и любовался с высока дорогой. Мы беспощадно подскакивали на каждом ухабе а Цивцива со стулом даже политали малость. Как бы там не было до Аспиндзы мы все добрались весьма довольные. Отсюда нас взял другой фургончик и довез до Ниджгори. От цели – деревни Саро нас отделало лишь 4 километра грунтового серпантина. Времени было вдоволь. Солндце уже высоко стояло в небе и согревало холодную землю. Мы немного отдохнули хотя уставшими себя не чуствовали, пофотографировали остатки башни у края дороги и спокоино собрались проидти и последние 4 км из 250 отделявших нас от Тбилиси.
Нащелкав и поборов природную лень мы тронулись. В начале пути мы решили что нечего крутиться на серпантине, лучше резать путь. Но у срезания серпантинов есть свой минус, особено с поклажей за спиной – уставали быстро, да и бессоная ночь напоминала о себе, стоило присесть как мы уже дремали. Один Алекс не уставал и быстрее всех добрался до гребня плато и встал там как истукан и смотрел на наши валяющеся на краю дороги тела.
Цивцива не выдержал долго и тоже пополз по крутому склону а мы продолжали дремать пока снизу не услышали гул двигателя. Несколько минут спустя мы увидели как по дороге едет Урал с людьми в кузове. Дождались его и когда он до нас доехал тоже пригнули во внутрь. Вежая в деревню мы увидели наших друзей, которые смиренно дожидались нас стоя на обочине. Мы гордо проехали мимо и высадили нас уже прямо у развалин.
Продолжение следует....
Comments
Post a Comment