Грузия мойми глазами конец 80их - 93 годы.

Рассказы merienn меня вдохновили написать и свой автобиографичные заметки о новейшей истории Грузии.
Я родилась в 1982 году, в год смерти Брежнева, что я впрочем не помню. Так же не запечатлелись в моей памяти короткие правления Андропова и Черненко. Вот Эпоху Горбачева я помню хоть и смутно.
Меня отвели в детский садик, где меня пытались кормить отвратительной манной кашей, конфликтовала и с детьми и с учителями и довольно скоро заслужила репутацию неисправимой хулиганки. Мама работала до поздно, после работы ходила за покупками и я была одна из последних кого забирали домой. За покупками тогда ходили так – сперва узнавали где что продается. Если в каком то магазине появлялось что то интересное то все дружно бежали туда и вставали в очередь и покупали столько сколько могли унести и домой шли как навюченые животные с огромными сумками. А некоторые продукты питания (масло, сахар и еще что то) выдавались в ограничином количестве, по талонам.

В 1988 году я пошла в первый класс. 9 Апреля 1989 года мне было уже 7 лет. О событиях этой злополучной ночи написано немало, конечно позже читала немало про это, но буду писать только то что запомнилось тогда мне – 7 летней первоклашке.
Мир встал на уши. Вот как. То о чем раньше мама мне говорила шепотом, и умоляла никому не говорить что Ленин и Сталин плохие, теперь говорилось открыто. За то за что раньше меня ставили в угол и вызывали в школу маму, теперь хвалили и дети подражали мне рисуя рожки портрету Ленина. Была какая то наэлектризованность. Транспорт ходил плохо, приходилось ходить пешком к тете. Действовал негласный запрет переключать на российские каналы. Тогда всего 3 канала было, 1 Тбилисский, 1 Московский и 2 Московский. Так вот смотрели только Тбилисский. В городе танки и бронетехника, комендантский час… все включая нас – детей кончая стариками наэлектризованный. Наверно именно тогда, в апреле 1989 года и формулировался образ русского врага.
Что было далее помню смутно, 1990 год прошел как затишье перед бурей. Этот год совсем не запичитлелся в моей памяти. Только новый год помню.. скучейши.
Конец лета 1991. Мы всей семей, как всегда отдыхали в Цхнетах, где у нас был свой дом. И тогда было не спокойно, волнения в Тбилиси, выступления против Гамсахурдии, и первые выстрелы 2 Сентября. С этого дня вся наша семья была настроена жестко против Гамсахурдии. Не помню какое лето было, это или следующее когда хлеб не доставался и мы его пекли. С водой в Цхнетах всегда было плохо. Мы нагружали коляску плимяницы всякими канистрами и шли в центр поселка за водой, вставали в очереди, которые порой целы день длились. Хотя может это было в следующие годы? Или это длилось несколько лет? Не помню.
Декабрь 1991 года. Митинги перед домом правительства и их разгон перешел в фазу вооруженного столкновения. Началась гражданская война, которая длилась до 6 января в Тбилиси. Новый год встречали у двоюродной сестры. С ее 13 этажа видели залпы разных орудии в центре города. Никаких фейерверков конечно не было.
5 Января мне стукнуло 10 лет. На рассвете 6 января я узнала что Гамсахурдия сбежал и в Тбилиси война кончилась. Это было мой лучшим подарком за всю жизнь.
События 1991б 1992 и 1993 годов как то так переплились в памяти что трудно вспомнить что было раньше а что позже.
Еще кажется именно в этот год исчез сахар. Сперва был дефицит потом сахар исчез совсем. Я любила чай с 3 ложками сахара. Пришлось отвыкать. Отвыкла так что до сейх пор пью чай без сахара.
Еда была проблема. Кушали макароны, лобио и картошку. Моя родственница 92 год окрестила годом макаронов.
Но самое страшное было впереди. Смутно помню что приезд Шеварднадзе люди ждали с надеждой что жизнь поменяется к лучшему, но ничего подобного не было.
В конце лета 93 года я схватила боткин. Врач сказала что мне надо в больницу и нужна жесткая диета. Денег не было на элементарное а тут меня надо творог покупать и все такое. Это было слишком большой роскошью для нас. Сосед тогда дал маме 100 000 купонов, хотя прекрасно знал что она не сможет заплатить долг да и инфляция седела деньги быстрее чем их успевали тратить. Мама побежала на базар накупила продукты на все 100 000 и этим мы кормились больше месяца.
Вот и Купоны к слову пришлись. Рубли еще в начале 1992 года стали проблемой. Зарплаты не перечислялись денег не было. (или это было в 1991?) Весной ввели новую валюту – Купоны. Курс был 1 купон = 1 рубль. Инфляция началась сразу же и через 2 дня было уже 1 к 5, осеню же мы тратили сотни а в конце 1993 мы все были миллионерами, но и этих миллионов не было.
Помните Черный обелиск Ремарка? Вот все описанное мы пережили на своей шкуре.
Я медленно оправлялась с болезни. Нормального питания, необходимого мне не было. Строгая диета вызывало много неудобств.
К зиме стало совсем плохо. После Абхазской войны Тбилиси наводнили беженцы, голодные, озлобленные, бежавшие из одного ада и попавшие в другой, голодный ад. С продовольствием стало совсем плохо. Отопления тоже не было а зима была очень холодной. Отмороженные пальцы стали нормой… треснувшая кожа на руках, вздутые пальцы никого не удивляли. Буржуек еще не было, газа не было, электричество подавалось редко. Жителям частных домов было легче, а мы жители корпусов разжигали костры на балконах и во дворах и там готовили еду.
Шутили тогда что человек заходит в подъезд, на площадке первого этажа сосед готовит суп, ну и угощает, на втором этаже угощают вторым, на третьем чаем напоят, и домой идешь уже сыты. Нас часто приглашали соседи по «богаче» на их примусе или буржуйке вскипятить воду.
На дрова вырубали деревья, а во дворах на лужайках сажали кукурузу. Мы же дети воровали чужие дрова. Воровали не только дрова, но и еду с прилавков на базаре. Мы то знали что воровать плохо, но голод был сильнее неусоявшихся моральных ценностей 11-13 летних детей. Родители нас не могли обеспечить едой, сами были растеряны, не знали как быть и как жить дальше, когда все то к чему они привыкли кануло в лето и надо было выживать. Нам было проще, у нас не было прошлого, мы не думали что хорошо что плохо. Хорошо было все что позволяло выжить, а остальное нас не интересовало.
Кажется именно эта зима ознаменовалась хлебными очередями. Очередь за хлебом тема отдельная. Начиналось это с рассвета. Члены семьи заменяли друг-друга стояли по несколько часов. Сидели вечером во дворе дети, мирно играли, но эта была видимость. Кто то из детишек стоял у магазина ждал. Он должен был подать сигнал когда привозили хлеб. Итак, двор, дети играют, в квартирах взрослые заняты делами, и все ждут сигнала. И вот кто то вбегает во двор и кричит «Хлеб» и все забывали о играх бежали в очередь. Молодежь и дети как правило стояли ночью. Разжигали костры на улице, иногда кто то приносил гитару и играл, пели песни. На улицах не было движения и мы без опаски играли в игры на проезжей части. Появились и списки. В течении дня в булочной составляли списки людей и ночью хлеб выдавался по спискам. Тут мы нашли на чем заработать. С утра стояли в засаде у булочных, записывались под разними фамилиями, и потом продавали «фамилию». Для докрозательства личности было достаточно назвать фамилию и номер. В списках бывало и под 1000 фамилии. На этом «бизнесе» мы делали пару миллион купон, на это удавалось купить жвачку или лишнюю буханку. Иногда говорили что в одни руки не больше 3 хлеба. Тогда выводили в очередь чуть ли не младенцев чтоб рук было по больше.
Однажды произошла потасовка. Толпа рванулась на прилавки и начали выхватывать хлеб. Я ввинтилась в толпу, умудрилась схватить несколько буханок и обняв их как то вышла… потом у меня шея и спина были в потеках. Но мне было все равно. Хлеб я достала.
Дети которые родились тогда, смеяться над этими рассказами.. они не представляют как росло поколение всего на 5-10 лет старше… надеюсь никогда не узнает.
В следующем посте уже расскажу о «стабилизации» Шеварднадзе.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия