О Мегрелах и гостеприимстве

Почему то до конца зимы 2009 года я еще не попадала в Самегрело.. и зря.
В этом посте я не собераюсь обсуждать историю этого края, говорить о политике или обсуждать корни мегрелов. Да и Мегрелов много и они разные, есть много стереотипов о Мегрелах, но то что я увидела в Сенаки было для меня неожиданостью. Я не могу и не буду писать о мегрелах в целом и о Самегрело в целом, ограничусь только Сенаки и его окресностями, и одной чертой мегрелов - гостеприимством.
Я Грузинка, родилсь и прожила всю жизнь в Тбилиси.
В умах тех кто хоть что то слышал о Кавказе, Кавказское гостеприимство являеться чем то легендарным, основопологающим в кавказском быте, то без чего кавказ невозможно себе представить. Однако не все так однобоко. Живя в большом городе как Тбилиси, сами Тбилисцы считают обычай гостеприимства чем то отошедшим в глубь веков и ставшим легендой. Не встретить хваленого гостеприимства и в традиционых туристических местах, как Аджарское побережие. Ничего плохого о Аджарцах сказать не хочу, очень уважаю их, но для жителей побережия гости это кусок хлеба и при правильной постановке дела это жирный кусок с маслом и возможно с икрой.

Кажеться сей уважаемый в древности обычай сохранился только в высокогории и в богом забытых уголках Самцхе-Джавахети.
Но и маленькая Грузия очень пестрая, в каждом краю свой особые обычай и традиции, свое отношение к гостью.
В Кахети дважды не предлогают. Хочешь зайди и попраси, вежливого и настоичивого преглашения не дождешся. Это не потому что Кахетинцы не хлебосольные хозяева, вовсе нет, просто прямота граничещее с невоспитаностью кахетинцев вошла в поговорку. Они говорят всю матку-правду прямо в лицо и не прывыкли церемониться. Они не обманут и не будут в лицо говорить одно а за спиной другое. Если кахетинец обещал, то он выполнит, но если попросить у Кахетинца невыполнимое или чем то оскорбить, то он прямо скажет вам все что о вас думает.
Картлиицы хоть тоже не отличаються вежливостью и тактичностью но хозяева хлебосольные. Для них не накормить гостя это позор. В октябре была в Мегврикиси, в селе пости полностью уничтожином русскими и осетинами, где только что вернувшиеся жители ютились в руинах свойх домов, а стариков укрывали у более счастливых соседей, у кого сохранилась крыша над головой. У одних весь урожай был уничтожен, а у других он сохранился но в заминированых полях.. так вот эти люди считали ниже своего достоинства не угостить гостя, нашли бутылку вина, стакан одолжили у соседей, и прешлось с ними поднять хоть один символичный тост. Один мужчина сорвал гроздь винограда у дома, часть виноградника была обуглена, уцелело немного, и протянул нам. Им было стыдно и неудобно, что так встречают гостей.
Имеретинцы известный тем что предлагают всегда больше чем могут. К сожалению мне прешлось в Кутаиси несколько лет назад столкнуться в местным гостеприимством.. Но это не правда по отношению к горским имеретинским постухам. Если постухи недавно закали животное и преготовили еду, и видят что где то идут туристы (в альпииских высотах видно далеко) то пошлют к ним самого младшего из становища, прегласят разделить трапезу, если даже туристы к их стоянке и не соберались подходить.
Хевсуров и Тушов с трудом учат принимать деньги от туристов, в отдаленых деревнях это до сейх пор дело чуть ли не позорное. приходиться насильно давать деньги, ведь высокогорие бедно и надо поддерживать ее жителей. Мохевцы же уже давно избалованый туристами и деньги берут за милую душу завышая цены.
Самцхе-Джавахети настолько неоднородный регион что писать о нем очень трудно. Могу выделить гостеприимство Армян из села Табацкури, где мы подружились с одной милой семей. Для них гости не большая редкость но они пока не избалованы. Абастумани край более туристический, так что деньги платить надо, но за свой деньги я получала 10 кратное вознаграждение (см. мой новый год)
Оставались белыми пятнами на карте горная Аджара, Гурия, Рача, Сванети и конечно Самегрело.
Из Нокалакеви в Сенаки я и Нино добрались автостопом, порядочно промокнув под пролевным дождем. делать было нечего, город мы совсем не знали и знакомых не было. Шли как то по наитию.. и мокли.. свернули с главной улицы в переулок, и то потому что в конце переулка увидели чертово колесо. в переулке ютились разные лавки и мастерские. один из магазинчиков был секонд хенд, тоесть одежда не первой свежести или новости. Нино посмотрела на свой мокрые джинсы, да и мой были не в лучшем виде, да и порвались в самом неприглядном месте. Не долго думая решили что нам необходима дешевые сухие брюки и резко свернули в магазинчик. Тут мы лицом к лицу столкнулись с гостеприимством по мегрельский.
В низской комнате среди валов одежды сидели 2 женщины, одной бло около 35, второй за 40. Увидев нас они сразу предложили кофе, соблазн был велик и мы согласились.
Надо сказать что на нас обоих были камуфляжные дождевики и большие рюкзаки, так что сразу видно не местные. Выяснив что и к армии мы не имеем ни малейшего отношения, женщимы не могли скрыть удиления, что нас заставило бродить в дали от дома в такую омерзительную погоду. Мы им все расказали, вышли из Нокалакеви, в 17 км от Сенаки, 6 км прошли пешком, отальное на попутке, хотим посмотреть что интересного в Сенаки. Интересного было мало, 2 монастыря в пригороде.
одна из женщин ретировалась, а другая принилась подбирать брюки. Нино выбрала симпатичные вельветовые штаны коричневого цвета. Мне было сложнее, мого размера ничего не нашлось. мы обе сняли обувь и мокрые наски, и сели грется у плитки и пить горячий кофе. Тут вернулась женщина что по моложе с водкой, сыром, хлебом и лимонадом. Узнав что мне не подошли ни одни брюкиона измерила меня, и опять исчезла. вернулась с охапкой джинс, из которых я выбрала серые и одела. нам в "бонус" дали по 2 паре сухиз насков, хотя мы покозали что у нас есть сухая пара, но делать было нечего... прешлось надеть подареные.
- У нас дочки - ваши ровестницы, как нам вас не согреть, вы же простудитесь!
- У нас чтут госеприимство, ни то что в Тбилиси. - нам прешлось с печалю согласиться.
- Прошу вас, приижаете летом, в нормальную погоду, остановитесь у нас. Мы не богаты, но чем угостить гостей всегда найдеться.
Я вытощила колбасу и конфеты, попыталась угостить им хозяек но из этого ничего не вышло.
Мы обменялись номерами, Я и Нино предложили свой услуги, если они будут в чем то нуждаться в Тбилиси, но они откозались, сославшись что у них там своя родня. Женщина по старше сказала что живет недалеко от вокзала и если вечером нам будет некуда деваться, пригласила к себе.
Мы просидели в магазине больше часа. За это время вся улица уже знала что у женщин гости из Тбилиси.
Наконец прешло время растоватьсяю Мы деликатно спросили, сколько с нас.
- вообще эти брюки по 10 стоят, но вы путешественици, ровесници наших дочерей, возмем по 5.
Мы не сговариваясь вытащили по десятке. Началась страная тарговля, где покупатели набивали зену а продавцы вкидивали. Сошлись на 7 лари за штуку. По Тбилисским меркам это почти даром. Нам еще и остаткий нашей трапезы акуратно завернули, вместе с нашей нетронутой колбасой и положили в рюкзак.
На сыты желудок и в сухиз брюках город нам покозался намного милее.
Мы посмотрели симпатичный парк:
(картинки кликабельный)






Музей имени Жули Шартавы был закрыт. и направились вверх по одной из колоритных улиц к женском монастирю.












На фото хорошо видно хваленая опрятность мегрельских дворов.

Наконец мы вышли за город и совершено мокрые и уставшие добрались до монастыря.

По дороге нас и градом накрыло.
Вернувшись в город мы продрогли, устали, Нино просила попросить кого нибудь приютить нас и согреть. Мне как то было неудобно. Да и все попрятались в домах, никого видно не было. Наконец во дворе одного дома мы увидели бабушку. Нино окликнула ее и попросила согреть. Бабушка пригласила зайдти.
В большом доме на зиму семья жила в отапливаемой комнате и примикающей кухне. (спали они конечно не там, просто рядом была большая гостиная но неотапливаемая.) Нас посадили у печки. Кроме бабушки дома был дед и их сын, уже не молодой мужчина. Между собой они говорили по мегрельский, с нами по грузинский.
Мужчиы на нас не обращали никакого вниманияи а бабушка суетилась. Предложила положить ноги в горячую воду, мы отказывались, но она все равно принисла чан в водой. Мы с Нино с наслаждением положили ногив воду. Наши брюки ниже колен можно было выжимать, что мы и делали, наски повесили у печьки, ботинки под печкой. Бабушка нас снабдила чустами, и покозала свядебные фотографии внучки, недавно вышедшей замуж в Тбилиси.
Позже пришла невестка бабушкий, и начали готовить ужин, на который нас и прегласили. Ужин был весьма традиционый, Гоми с Сулгуни, острый салат из капусты и свекла, и мегрельский хачапури. Пили персиковый кампот и ликер.
Сулгуни был особый. Оказываеться в Самегрело такой обычай, в Августе сыр кладут в глиняны сосуд и закапывают в землю. Откапывают только на масленицу.
Выпили за гостей, за хозяев, за Самегрело в частности и за Грузию в целом.
Хозяева уговаривали нас и на ночь остаться но мы тут резко запротестовали, сказали что у нас уже есть билеты и нам неприменно завтра надо быть в Тбилиси.
Бабушка записала наши номера и дала свой, сказала конечно что мы должны вернуться летом и ее внук будет нас сопровождать.
Попили чай, по просьбе бабушки сыграли в нарды.

Сын и невестка бабушки


Бабушка окозалась хорошим игроком и обыграла нас обеех.

Уже было 11 часов вечера когда нам надо было идти на вакзал. Оделись. Вся семья запротестовала, не пустили нас пешком, посадили в машину внука и отвезли... По дороге внук расказывал какие здания пострадали от бомбежек в Августе и где были жертвы среди мирных.
Прощались тепло, как со старыми знакомимы. Бабушка дала нам орехи в дорогу. Хотела и ткемали дать но мы отказались, было очень неудобно так злоупотреблять гостеприимством.

Вот такое у них гостеприимство. Если б не они, то сейчвс в лучшем случае у меня была бы температура.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия