Дорожное, месхетинское

Если спросить меня какой уголок нашей страны краше всех, то я не задумываясь скажу - конечно Месхети. Да я с трепетом смотрю на ики Кавказа в Хеви или Хевсурети, меня завораживают высокогорные реки и трудно оторвать глаз от бурного Аргуна, конечно волшебно сливаються черный и белый Арагви у Пасанаури, но есть что-то в Самцхе такое что тянет меня как магнит. Не удивилась я выяснив что мой грузинские корни идут имено в Месхети.. Зов крови говорят мне друзя и пожимают плечами, когда я опять складываю рюкзак и говорю что еду опять туда, в Месхети.
Равнины Картли почему-то совсем меня не привлекают, нет там какой-то изюминки... да и виднеющие в дали, в одлоках белые вершины Кавказа не доступный... зон конфликта... ноги не могут меня понести туда, куда достает взгляд... смотря на север всега испытываю эту боль.. боль свежей и старой крови... ран... вот очередной пик, река Ксани, а начало берет в Кельском озере... моя мечта подняться туда на 3000 метровую вулканичесое плато, окинуть взором весь Картли... да не судьба пока.. а эти равнины, сады, деревни густонаселеные... не лижит к ним моя душа... Гори, Хашури, не люблю эти города, особено Хашури... полтара часа пути ожидания когда все это будет позади, кончаться равнины и начнеться Борджомское ущелие.
И вот поворот на юг.. долины и сады исчезают и дорога наченает виться между лесистими горами малого кавказа вдоль Куры. Деревни, курортная зона... хотья по мне слишком тут многолюдно для отдыха. Борджоми.. город утопает в зелени.. это уже не Шида Картли а Тори, некогда владения князей Торели.. он же Верхний Картли, верхни потому что находиться выше по течению Куры. Дорога все веться, а горы становяться все резче, скалистее, круче и выше. И вот он, мой любимый Месхети... встречает меня своей неприклоной суровой красатой.
Тут редкость горы сплошь покрытые лесами, хотя достаточно поехать в Сафару или в Абастумани и вот тебе леса прекрасные, но над курой свисают скалы покрытые скудной растительностью.
Ахалцихе - главный город этого прекрасного края, но город совсем не прекрасен, грязный, серый, суетящися... над ним гордо возвышаеться крепость Рабати. Как бы я хотела увидеть этот город таким же симпатичным как города западной Грузии...
Из Ахалцихе 2 трасы ведут на юг в Адигенский район и в Вале и на восток - в Аспиндзу и Ахалкалаки. Выежая в сторону Аспиндзы продолжаю движение вдоль куры, вверх по течению. Здесь в Куру несут свой воды реки Поцхови и далее Уравели. Поля и сады деревень вокруг Ахалцихе остаються позади и дорога входит в уское скалистое ущелие. В конце весный и летом скалы покрыты зеленой скудной растительностью, осеню же станосятся красно-золотистыми.. зимой просто голые скалы искряться золотом в лучах солнца.
долина реки становиться шире, пустыные корки плавнее, то там то здесь вдоль дороги растут сосны... это уже золотая Аспиндза. весной она внезапно становиться зеленой, но с конца лета до конца весный тут все золотое, и скалы и земля. По склонам гор ярусами поднимаються терасы, некогда тут были виноградники, некогда Месхетинцы процветали на этой благодатной земле, теперь же их совсем мало... уходят они в небытье.. месхетинцы, ставшие раритетом на родной земле и почти чужими в родном краю. Они сильно отличаються по образу жизни от заселеных сюда имеретинцев и рачиицев... прошло более 50 лет, но разница чувствительная. Некогда великое племя угосает.. Тысячилетия назад именно месхетинцы мигрировали на север принеся культы и культуру уничтоженого Хетского царства на север в дикие места, именно они построили Мцхету и они создали все то что стало фундаментом грузии... теперь они живут в землянках, смотрят на опустевшие терасы и жалуються на невзгоды, но не опуская рук трудяться на своей земле.
Мой прадед много лет назад покинул эти края и в пойсках лучшей доли ушел в Картли. Будь он жив то не нашел бы в родном селе больших перемен.
Пути конец... я тут... иду по пыльной дороге, за моей спиной садиться солндце и освещает родные скалы золотыми лучами, в лицо дует теплый ветерок, лаская кожу.. ноги легко несут меня, нет ни усталости ни тяжести. Все очень просто.. только вот надо вернуться обратно... но я еще вернусь в родную Месхетию... я вернусь на эту землю и когда нибудь, может быть навсегда.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия