Сванети - Старый новый год и прощание.

По хорошему я собералась отчаливать 13 числа, но расхотелось, решила встретить старый новый год вместе с гостеприимцами, тем более в Сванети уважают старый новый год.
13 числа утром у меня болела нога, после 22 километрового марша перелом начал напоминать о себе, да и погода изменилась, повалил снег. Так что особо куда то идти ни жилания ни возможности не было.
С утра помогала Лике готовиться к новому году а днем пошла с Мари дегустировать минеральные источники Местии да и поиграться в снегу.
С перва спустились к берегу Мулахура, где источник сразу 2 вида минеральных вод, оба содержат много железа и снег вокруг красноватый. Набрав воду пошли к Шгеди к дому Беткили. Какое имеет отношение этот дом к герою мифа не знаю. Снег тут был глубокий и мягкий. Я и Мари кинули бутылки и давай играться и кувыркаться в снегу. Мо детсто прошло в не таких хороших условиях да и в столице снег редкость и мне не часто приходилось играться в снегу, поэтому веселилась не хуже ребенка и получила не меньше удавольствия. Но моя нога все ныла и ныла, требовала тепла, и Мари скоро замерзла и мы пошли наберать еще одну минералку и домой.












Дома ко мне относились уже не как к гостю а как к члену семьи. Я охотно помогала лике с домашними делами, играла с детьми, помогала Мари с уроками.
Лика готовила тесто и мясо для Кубдари, сыр для хачапути, тесто для пирожных, салаты, сациви, гозинаки и другие вкусности. Вечер прошел в домашних хлопотах. Уже стемнело когда мы заметили что нет фруктов. Я и Мари пошли по магазинам найдти что то. Нашли 2 кг паршивых манраринов, больше ничего не было и вернулись домой, по пути я накупила сладости для детей.
Дело шло уже к 9 часам когда нагрянули друзя Малхаза из Батуми, военые, они привезли целый ящик мандаринов и киви. Мужчины сели за стол, а я продолжала помогать Лике. Гости разошлись только к 11 часам, и нам с Ликой прешлось в рекордные сроки убрать со стола, помыть посуду и опять накрыть. Дети и Малхаз активно помогали, и все было готово уже ровно в полночь.
Мы все вышли во двор, снег валил, мороз крепчал. Соседи тоже вышли с феерверками и начали пускать салют. Постреляв из чего можно было стрелять зашли в дом.
Мари протянула мне охапку канфет со словами "так сладко состарся" старый грузинский обычай. Все начали брать канфеты и с теми же словами довать друг другу . Разлили и шампанское, хотя после первого бокала перешли на вино.
Легли около 3 часов, утром ждали меквле.
Когда я встала Малхаз и Лика были на ногах, меквле тоже был на месте, мальчик лет 7, Ликин дальний родственик.
В Грузии есть обычай, кто первым придет после нового года, то он и принесет удачу в семью. В Сванети с меквле договариваються за несколько месяцев. Обычно меквле приносит сладости, в Сванети еще кладут купюру 5 или 10 лари.
Наши дети тоже должны были быть меквле, так что как только они привели себя в порядок, Лика дала им блюдо со сластями и отослала, мы же сели завтракать.




Днем дети вернулись, Малхаза перехватили однокласники иа мы пошли к отцу Лики, у которго было день рождение.
В доме Заура Джапаридзе стол был накрыт на кухне. Вобще в Сванети кухня большая и просторная, зимой она служит и гостиной, а в большой гостиной сидят только летом или когда народу очень много, ее трудно отапливать, а кухня отапливаеться большой печкой. Почти все в доме Джапаридзе были мне знакомы, отец Лики, юбиляр, плимяники Лики из Тбилиси, брат Дато, несколько двоюродных родствеников. Меня встретили тепло, наговорив кучу комплиментов на тему как я похожа на Свана.
С балкона открывался отличный вид на Местию.











Снегопад усиливался...
Я и не вспоминала что завтра на рассвете мне отчаливать. Была полная илюзия что я уже и так дома и зачем ехать куда то. Если бы дорога закрылась то я была бы даже рада. Но не повезло.
Осознание того что уежаю прешло уже вечером, когда мы вернулись домой. Вечером было таскливо. Малхаз рано ушел спать, утром он меня соберался провожать. Мы досидели до полуночи, я попрощалась с детьми и ушла к себе. Было очень тоскливо прощаться.. из окна вид на башню Чартолдани. Снег прекратился... смотрю на башню и курю в холодной комнате. Завтра до рассвета уежать... назад вниз... но я вернусь, несколько месяцев и вернусь обезательно. Я не смогу жить если не вернусь сюда, назад.
Будильник разбудил в 5 утра. Быстро оделась и уложеный рюкзак отнесла вниз. Малхаз уже встал. Проглатила кофе, сунула в рот что то, и мы вышли.
На площади были люди, появился и длиный джипп, который должен был нас довести до Хаиши, а там пересаживались в нормальную маршрудку.
- Детей и Лику поцелуй от меня.
- Детям будет обидно утром не увидеть тебя. - в лаконичных словах Свана чуствовалась больше тепла чем если бы он произнес длиную прощалюную речь.
Я вытащила из кармана складной нож, новый, красивый.. позавчера Малхаз его рассматривал с интересом.
- Хороший нож? - тихо спросила я вертя нож в руке.
- Да.
- Возми, на память...
- Спасибо.
Нож быстро исчез в кармане Малхаза. Ему был приятен мой подарок и мне было приятно сделать ему приятное.
- Я вернусь, к лету.
Наконец все загрузились в джипп. Быстро расцеловалась с Малхазом и попрощалась.
Мы тронулись в путь. Увидела окна приютившего меня дома. Свет не горел. Малхаз лег спать.
Впереди была долгая дорога назад....

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия