Японский позитив


В 1874 году на парижской выставке Центрального союза декоративных искусств был представлен обеденный сервиз Lambert-Rousseau, произведенный на знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуре, дизайн которого принадлежал Анри Ламберу (Henri Lambert). Он был создан по заказу выдающегося ювелира Фредерика Бушрона (Frédéric Boucheron) - пропагандиста ар-нуво и почитателя всего японского. Сервиз не был предназначен для массового фабричного производства и использовался только в семье Бушрона, потому на долгие годы это произведение искусства выпало из поля зрения специалистов.

После открытия Японии для внешнего мира в 1855 году японские товары и произведения искусства (цветные гравюры, фарфор, кимоно, ширмы) в большом количестве начали завозится в Европу и быстро нашли своих ценителей. Впоследствии в европейском искусстве XIX cтолетия появилось целое направление, получившее название японизм (от франц. Japonisme). Оно сформировалось под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э) и художественных ремёсел и нашло отражение в творчестве импрессионистов и стиле модерн.

На Сервской мануфактуре в 1868 году было основано закрытое сообщество-клуб японистов Jing-lar. Один раз в месяц его учасники (а это были художники и декораторы) устраивали обеды в японском стиле: одевались в традиционную японскую одежду, ели палочками, пили саке и приносили шутливые клятвы верности японскому искусству, которые они обожали.


Вполне возможно, что и Анри Ламбер, который работал дизайнером на Сервской мануфактуре, был членом это клуба. Во всяком случае, его вполне можно считать японистом. Именно ему было поручено декорировать обеденный сервиз для Фредерика Бушрона, который пожелал, чтобы он был непременно выполнен в японском стиле. Фарфоровый сервиз, известный под названием Lambert-Rousseau (Франсуа-Эжен Руссо — дизайнер, владелец парижского магазина фарфоровых и стеклянных изделий, один из пионеров японизма) является одним из красноречивых примеров проникновения японских арт-традиций во французское декоративное искусство. Среди источников, которыми вдохновлялся Анри Ламбер, — гравюры АндоХиросигэ , Утагавы Куниёши, Китагавы Утамаро, Каванабе Куосая и других. Влияние японской живописи особенно ощущается в рисунках цветов, изображениях зверей, птиц, рыб и пейзажах.Сейчас сервиз находится в колекции парижского музея д'Орсе.




























Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия