ЗАМУЖЕМ ЗА ПЯТЬЮ БРАТЬЯМИ
Originally posted by at ЗАМУЖЕМ ЗА ПЯТЬЮ БРАТЬЯМИ
Мы начали увлекательный разговор об оттенках сексуальности разных народов и религий. Вы спросили меня о Западе, а я приглашаю вас на Восток и Север! Правда это по-моему увлекательнее историй о "латинских любовниках" и скандинавских шведских семьях)))
Древнееиндийский эпос «Махабхарата» повествует о судьбе девушки Драупади, дочери царя племени Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть вступила в полиандрический брак. После того как вышеупомянутую красавицу проиграли в кости роду Кауравов, у главных героев начались всякие приключения, но в конце концов семье удалось собраться вместе. Вы, наверное, удивитесь: «Причем тут Тибет?» А дело в том, что Тибет - одно из немногих мест, где до сих пор существует полиандрия...
В Тибете издавна существовали самые разнообразные формы брака: «классическая семья» (один муж и одна жена), многоженство (в богатых семьях) и многомужество. Последняя форма брака из-за своей необычности всегда привлекала внимание путешественников. Чаще всего встречалось «братское многомужество», когда несколько братьев имели одну жену. Обычно выбирал жену и участвовал в брачной церемонии только старший брат, остальные братья становились ее мужьями «по умолчанию» и по мере взросления (многодетные семьи в Тибете не редкость, и младшему брату на момент женитьбы старшего может быть года 2-3!). Старший брат являлся главой семьи, он считался отцом всех детей, и только он мог инициировать развод с женой. Жена исполняла супружеские обязанности по очереди с каждым из братьев. Находясь с женой, один из братьев ставил перед входом свою обувь - это был знак остальным, что супружеская спальня занята. Младшие братья могли завести себе отдельных жен, но это означало выход из семьи и дележ общего имущества. Если женатые сыновья жили вместе с отцом, то отец мог предъявить права на жену, и это право старшего считалось обоснованным.
Бывало, что не родные братья, а сводные брали себе одну жену на двоих, создавая одну семью и ведя общее хозяйство. Иногда сама женщина подбирала себе мужей из мужчин, не связанных друг с другом родственными узами.
Вообще же тибетская культура полиандрии основывается на высказывании: «Жена из хорошей семьи, вода из чистого источника». Тибетцы считают, что, если все братья живут вместе под одной крышей с одной женой, это позволит им сохранить семейные традиции и устои, а с отдельными женами сделать это будет сложнее.
«Братское многомужество» долгое время считалось идеальной формой брака. Это привело к тому, что даже во внебрачных любовных связях братья часто имели одну любовницу, а сестры заводили себе одного любовника на всех.
Брак по расчету!
Распространение многомужества в Тибете может показаться нелогичным, ведь из-за большого количества мужчин-монахов свободных молодых женщин было больше, чем мужчин.
На протяжении веков в Тибете именно женщины были главной рабочей силой, занятой в самых разных областях хозяйства. Это привело к необычайной самостоятельности тибеток, которые в своей способности обходиться без мужской поддержки и делать самую тяжелую работу намного обогнали европейских феминисток.
Независимость и работоспособность тибеток поражали западных исследователей в ХХ веке. Тибетские женщины представали перед ними раскованными, независимыми и острыми на язык, и многие из них при этом были очень миловидными.
Появление в Тибете многомужества имеет, скорее всего, две причины - желание не делить землю и имущество между братьями, а также необходимость иметь в семье большое количество мужских рук.
Кроме «братского многомужества» известно также и «сестринское многоженство», когда один мужчина брал в жены всех сестер в семье. Но какой бы формы брака не придерживались в семьях, главным было желание сохранить единое хозяйство и иметь много детей. Бездетных женщин презирали, в том время как к внебрачным детям относились терпимо. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходил с миром.
Добрачные отношения не только не осуждались, а, напротив, поощрялись. Традиционно и сейчас девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного.
Конечно, и вдовы с детьми легко могли выйти замуж повторно. Русский путешественник Цыбиков отмечал: «Рождение ребенка (вне брака) нисколько не считается позором для женщины, а лишь радует материнское чувство и обнадеживает ее иметь со временем помощника в трудной борьбе для изыскания средств к существованию». Если учитывать большое число свободных женщин, а также привычку тибеток к самостоятельности, то неудивительно, что европейские путешественники в начале ХХ века отмечали свободу нравов и, увы, широкое распространение венерических заболеваний в Тибете. Причем тибетцы относились к этим болезням весьма беспечно. Однако прелюбодеяние строго наказывалось. Муж мог убить неверную жену или отрезать ей кончик носа. Традиционные брачные обычаи тибетцев допускали также развод.
Несмотря на любовь тибетцев к детям и желание иметь большую многодетную семью, беременная женщина считается оскверненной и большинство тибеток рожают в сараях или загонах для скота. Крик роженицы может испугать духа очага, поэтому рожать дома нельзя. Богатые люди строят на время родов специальные отдельные помещения, а бедные тибетки вынуждены рожать в стойле для скота или прямо во время работы.
«А эта свадьба пела и плясала...»
Свадьба - событие волнительное, и подготовка к церемонии во всем мире - процесс ответственный, тем более в Тибете, где светские обычаи во многом уступают религиозным.
В прежнее время чаще всего брак организовывался родителями без согласия жениха и невесты. Большую роль при выборе супруга или супруги играл предсказатель. Лама-астролог за год устанавливал день свадьбы. От родителей он узнавал имена и возраст юноши и девушки и делал прогноз, как долго проживут молодые, каковы их качества и совместимость. Меньше всего везло девушкам, рожденным в год змеи. Они считались дурными женами, и им тяжелее всего было выйти замуж. Свадебные обряды и празднества в разных районах различались. Обычно жених платил за невесту выкуп или отрабатывал определенное время у тестя с тещей.
В современной Лхасе юноши и девушки имеют свободу выбора в любви и форме брака. Если молодые любят друг друга, то родители обычно не возражают. По-прежнему тибетские семьи уделяют большое внимание свадебному обряду. До проведения свадьбы необходимо приготовить большую тибетскую палатку с пологом, украшенном пожеланиями счастья, ячменное вино, чай со сливочным маслом, говядину, баранину, так как все это - символы традиционной тибетской свадьбы. В день проведения свадебной церемонии новобрачные и гости (только тибетцы) облачаются в национальные наряды. В назначенное время близкие друзья новобрачных встречают гостей у входа в палатку. Только после того, как гости займут места, внутрь входят новобрачные и их родители. С этого момента начинается официальная часть: распорядитель объявляет церемонию открытой; монах или уважаемый всеми человек читает молитву и возносит пожелания счастья; гости преподносят новобрачным и их родителям белоснежные шарфы - хадаки. И уже после этого начинается веселье, продолжающееся порой несколько дней...
И все же, несмотря на многовековые традиции и свободу выбора, современные тибетцы, особенно богатые и образованные, не хотят делить свою жену ни с кем другим.
NB
Хотя большинство тибетцев традиционно вступают в моногамные браки, в деревнях до сих пор существуют полигамия и полиандрия. Так, из 1060 замужних женщин 81,6% жили в моногамных семьях, 1,9% - в полигамных, а 15,8% женщин имели двух и более мужей (как правило, братьев). Тибетские девушки редко выходят замуж раньше 20 лет: лишь 2,5% 15-19-летних состояли в браке; среди 20-24-летних таких было уже 40,8%, 25-29-летних - 69,2%, а 30-34-летних - 69,2%. Средний возраст вступления в брак - 22,8 года, а первого ребенка тибетская крестьянка рожает в сравнительно позднем возрасте - в 23,6 года.
Текст взят отсюда
Предлагаю почитать об интересных подробностях личной жизни чукчей тут
Древнееиндийский эпос «Махабхарата» повествует о судьбе девушки Драупади, дочери царя племени Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть вступила в полиандрический брак. После того как вышеупомянутую красавицу проиграли в кости роду Кауравов, у главных героев начались всякие приключения, но в конце концов семье удалось собраться вместе. Вы, наверное, удивитесь: «Причем тут Тибет?» А дело в том, что Тибет - одно из немногих мест, где до сих пор существует полиандрия...
В Тибете издавна существовали самые разнообразные формы брака: «классическая семья» (один муж и одна жена), многоженство (в богатых семьях) и многомужество. Последняя форма брака из-за своей необычности всегда привлекала внимание путешественников. Чаще всего встречалось «братское многомужество», когда несколько братьев имели одну жену. Обычно выбирал жену и участвовал в брачной церемонии только старший брат, остальные братья становились ее мужьями «по умолчанию» и по мере взросления (многодетные семьи в Тибете не редкость, и младшему брату на момент женитьбы старшего может быть года 2-3!). Старший брат являлся главой семьи, он считался отцом всех детей, и только он мог инициировать развод с женой. Жена исполняла супружеские обязанности по очереди с каждым из братьев. Находясь с женой, один из братьев ставил перед входом свою обувь - это был знак остальным, что супружеская спальня занята. Младшие братья могли завести себе отдельных жен, но это означало выход из семьи и дележ общего имущества. Если женатые сыновья жили вместе с отцом, то отец мог предъявить права на жену, и это право старшего считалось обоснованным.
Бывало, что не родные братья, а сводные брали себе одну жену на двоих, создавая одну семью и ведя общее хозяйство. Иногда сама женщина подбирала себе мужей из мужчин, не связанных друг с другом родственными узами.
Вообще же тибетская культура полиандрии основывается на высказывании: «Жена из хорошей семьи, вода из чистого источника». Тибетцы считают, что, если все братья живут вместе под одной крышей с одной женой, это позволит им сохранить семейные традиции и устои, а с отдельными женами сделать это будет сложнее.
«Братское многомужество» долгое время считалось идеальной формой брака. Это привело к тому, что даже во внебрачных любовных связях братья часто имели одну любовницу, а сестры заводили себе одного любовника на всех.
Брак по расчету!
Распространение многомужества в Тибете может показаться нелогичным, ведь из-за большого количества мужчин-монахов свободных молодых женщин было больше, чем мужчин.
На протяжении веков в Тибете именно женщины были главной рабочей силой, занятой в самых разных областях хозяйства. Это привело к необычайной самостоятельности тибеток, которые в своей способности обходиться без мужской поддержки и делать самую тяжелую работу намного обогнали европейских феминисток.
Независимость и работоспособность тибеток поражали западных исследователей в ХХ веке. Тибетские женщины представали перед ними раскованными, независимыми и острыми на язык, и многие из них при этом были очень миловидными.
Появление в Тибете многомужества имеет, скорее всего, две причины - желание не делить землю и имущество между братьями, а также необходимость иметь в семье большое количество мужских рук.
Кроме «братского многомужества» известно также и «сестринское многоженство», когда один мужчина брал в жены всех сестер в семье. Но какой бы формы брака не придерживались в семьях, главным было желание сохранить единое хозяйство и иметь много детей. Бездетных женщин презирали, в том время как к внебрачным детям относились терпимо. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходил с миром.
Добрачные отношения не только не осуждались, а, напротив, поощрялись. Традиционно и сейчас девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного.
Конечно, и вдовы с детьми легко могли выйти замуж повторно. Русский путешественник Цыбиков отмечал: «Рождение ребенка (вне брака) нисколько не считается позором для женщины, а лишь радует материнское чувство и обнадеживает ее иметь со временем помощника в трудной борьбе для изыскания средств к существованию». Если учитывать большое число свободных женщин, а также привычку тибеток к самостоятельности, то неудивительно, что европейские путешественники в начале ХХ века отмечали свободу нравов и, увы, широкое распространение венерических заболеваний в Тибете. Причем тибетцы относились к этим болезням весьма беспечно. Однако прелюбодеяние строго наказывалось. Муж мог убить неверную жену или отрезать ей кончик носа. Традиционные брачные обычаи тибетцев допускали также развод.
Несмотря на любовь тибетцев к детям и желание иметь большую многодетную семью, беременная женщина считается оскверненной и большинство тибеток рожают в сараях или загонах для скота. Крик роженицы может испугать духа очага, поэтому рожать дома нельзя. Богатые люди строят на время родов специальные отдельные помещения, а бедные тибетки вынуждены рожать в стойле для скота или прямо во время работы.
«А эта свадьба пела и плясала...»
Свадьба - событие волнительное, и подготовка к церемонии во всем мире - процесс ответственный, тем более в Тибете, где светские обычаи во многом уступают религиозным.
В прежнее время чаще всего брак организовывался родителями без согласия жениха и невесты. Большую роль при выборе супруга или супруги играл предсказатель. Лама-астролог за год устанавливал день свадьбы. От родителей он узнавал имена и возраст юноши и девушки и делал прогноз, как долго проживут молодые, каковы их качества и совместимость. Меньше всего везло девушкам, рожденным в год змеи. Они считались дурными женами, и им тяжелее всего было выйти замуж. Свадебные обряды и празднества в разных районах различались. Обычно жених платил за невесту выкуп или отрабатывал определенное время у тестя с тещей.
В современной Лхасе юноши и девушки имеют свободу выбора в любви и форме брака. Если молодые любят друг друга, то родители обычно не возражают. По-прежнему тибетские семьи уделяют большое внимание свадебному обряду. До проведения свадьбы необходимо приготовить большую тибетскую палатку с пологом, украшенном пожеланиями счастья, ячменное вино, чай со сливочным маслом, говядину, баранину, так как все это - символы традиционной тибетской свадьбы. В день проведения свадебной церемонии новобрачные и гости (только тибетцы) облачаются в национальные наряды. В назначенное время близкие друзья новобрачных встречают гостей у входа в палатку. Только после того, как гости займут места, внутрь входят новобрачные и их родители. С этого момента начинается официальная часть: распорядитель объявляет церемонию открытой; монах или уважаемый всеми человек читает молитву и возносит пожелания счастья; гости преподносят новобрачным и их родителям белоснежные шарфы - хадаки. И уже после этого начинается веселье, продолжающееся порой несколько дней...
И все же, несмотря на многовековые традиции и свободу выбора, современные тибетцы, особенно богатые и образованные, не хотят делить свою жену ни с кем другим.
NB
Хотя большинство тибетцев традиционно вступают в моногамные браки, в деревнях до сих пор существуют полигамия и полиандрия. Так, из 1060 замужних женщин 81,6% жили в моногамных семьях, 1,9% - в полигамных, а 15,8% женщин имели двух и более мужей (как правило, братьев). Тибетские девушки редко выходят замуж раньше 20 лет: лишь 2,5% 15-19-летних состояли в браке; среди 20-24-летних таких было уже 40,8%, 25-29-летних - 69,2%, а 30-34-летних - 69,2%. Средний возраст вступления в брак - 22,8 года, а первого ребенка тибетская крестьянка рожает в сравнительно позднем возрасте - в 23,6 года.
Текст взят отсюда
Предлагаю почитать об интересных подробностях личной жизни чукчей тут
Comments
Post a Comment