4 года назад...
Ровно 4 года прошло с того рокового дня, 8 августа 2008 года...
Все было ожидаемо и одновременно внезапно... сводки новостей с конфликтных зон не придвещали ничего хорошего, это началось давно, уже более месяца как в Самачабло и Кодори стрельба стало делом обычным. В июле в Москве как раз говорила мы на грани войны, уж слишклм шумно, но сама не верила этим словам... нам то не привыкать к постоянному напряжению и стрельбе. Там стреляют а в остальном страна живет своей жизнью. Это стало уже привичным фоном.
Приехала из испании подруга детства... столько мы не виделись? уже пару лет. Как раз взяла отпуск, погулять по стране с подругой. Утром 9 числа соберались в Казбеги. 8 была пятница, последний рабочий день перед отпуском.
Вечером 7 числа не обращала внимание на тревожные новости... ну стреляют.. нашли чем удивить. Но утром 8 числа узнала - началась война. Война в прямом эфире. На работе не досчитались многих мужчин - призвали в резерв. Среди друзей тоже многих презвали и отправили в Гори.
Событья следующих дней перемешались в один нескончаемый кошмар... бомбежки, беженцы, ужасы творившиеся на трассе в Гори, билет для подруги поезда Тбилиси-Баку. Ведь вылеты из Тбилиси отменили и подруге прешлось литеть через Баку. Полная неопределенность... страшная ночь 12 Августа. Прилет племяницы из Германии, бомбежка и посадка самолета в Ереван. Все это смешалось в одном кошмарном водовороте. Министерство образования, где я когда-то работала, и куда меня опять позвали добровольцем - функции не связаные с оброзованием нужно было выполнять... не хвотало людей, и я сразу откликнулась на просьбу помочь, хоть в чем-то пригодится своей стране. Беженцы во всех школах. Добровольная работа на министерство было как спасение, работали с утра до полуночи... всегда на грани нервного срыва... И тот ад который я прошла было ни чем по сравнению с тем что прошли беженцы, люди оказавшиеся на самом фронте.
Разгул мародерства в зонах где стояли окупанты породило много анекдотов - ведь черный юмор всегда защищает в самые критические ситуации. На нас напала орда нищих бомжей.
Что достоино упоменания - так это как вели себя люди Тбилиси когда беженцы стали заселятся в школы. Активные люди в каждом квартале создали что-то типа товариществ и брали шефство над ближаишей школой. Соберали по соседям гуманитарку, горячую еду и относили беженцам. Ведь американская гуманитарка не в первый день поступила, а беженцам нужна была еда и одежда. В моем квартале говорили что многие соседи заберали детей из школ домой что бы их помыть. Люди оказывали пострадавшим всяческую помочь без всяких укозании откуда то. Все это сильно отличалось от событии рокового 1993 года.
Ад не кончился 12 августа а длился еще больше месяца, пока русские стояли в т.н. буфферной зоне. 13 октября русские наконец отошли за административные границы ЮО. 14 октября мы с друзями поехали в деревни, откуда только что ушли русские. С собой взяли одежду и прочие вещи. То что мы увидели в селах Эргнети и Мегврикиси была вижженая земля... там и раздавали мы взятую из дома одежду.
Этого нам никогда не забыть и никогда не простить.
Comments
Post a Comment