О истории Сванети
Навеяно постом Князья Дадешкелиани - сородичи Тарковских
К сожалению, не смотря на очень глубокую культуру и многовековую историю, Сваны так и не научились писать. Сванский язык не имеет своей письмености и почти нет никаких писменых источников расказывающих о Сванети написаной самими Сванами. Помимо грузинских исторических источников, где о Сванети и Сванах часто встречаются весьма протеворечивые данные, о истории Сванети можно искать данные в самих Сванских песьнях и легендах. Однако из такого материала вытащить события давно менувших дней из тумана и предать им ясность крайне сложно и защастую пости невозможно.
В конце XIX столетия Вольная Сванетия приняла поддаство РИ. С тех пор начались путешествия чиновников в этот отдаленый уголок, что бы навести там новый порядок. Этот процес проходил очень сложно, т.к. жизнь вольных Сванов, изолированных от мира на протяжении веков, из законы и обычай были очень своеобразный и не совмещались с законами РИ, которые те не хотель принемать. В те времена дорога в Сванети была открыта только в летние месяцы, а 9 месяца в году Сванети был отрезан от мира.
Многие чиновники и путешественики тогда писали о Сванети, но это был взгляд из вне, всего лишь вобрагия разных впечатлении, зачастую ложных, и на них основаные опять таки ложные выводы. Есть в таких описаниях и крупицы правды, однако разобрать теперь, спустя более чем 100 лет, что там правда а что лишь умозаключения автора, очень сложно. Однако всем читателям таких очерков очень рекомендую относится к ним с осторожностю, дабы не уверовать в истиность ложных умозаключении.
При такой плачевной ситуации, вклад сделанный общественным деятелем, Сваном Эгнатэ Габлиани трудно переоценить. Эгнатэ родился в 1881 году в селе Мулахи, вольной Сванети. Образование получил в Петербурге, закончив факультет Востоковедения. Много писал о проблемах Сванети в тогдашней Прессе. Он был истиным патриотом Грузии и Сванети. После распада РИ пытался привлечь внимание властей Демократической Республики Грузии к Сванети, а когда в Грузию вошли комунисты, то боролся против них, за что и был арестован 1924-1926 годах. Как раз в этот период он начал писать свой книги - "Старая и новая Сванетия", "Вольная сванетия" и "Тур в горах Сванети". Это единственные письменные источники того времени о истории Сванети написанные самим Сваном, который отлично знал свой край. В книге "Старая и новая Сванетия" написана история Сванети, анализируя старинные легенды, песьни и предания, именно Габлиани первым попытался извлечь из тьмы веков события которые нашли отражения в стариных песьнях и ритуалах. Он писал и со слов стариков о событиях имевших место в конце XVIII века и в XIX веке, ведь эти старики давно умерли, и то что они помнили уже давно забыто, и только в этой книге можно оживить по из памяти события. Описал он и многие ритуалы и обычай. Некоторые из них, как например Липанали, и сейчас соблюдается, а некоторые утеряны, и так утряны что современные старики даже о них не помнят. И единственные описания таких ритуалах можно прочитать только в этой книге. К сожалению политика ГПЦ сегодня направлена на искоренение стариных ритуалов, то что пережило комунизм, сегодня пытаются уничтожать попы, которые якобы "просвящают" Сванов. В конце 1920-их годов Габлиани смог вернутся в Сванети. Он был инициатором создания музея истории и этнографии в Местиа, что бы предотвратить разграбление Сванети, которое под видом мисионерства начали еще священики и чиновники РИ и продолжали комунисты. Музей был создан в 1936 году и первым директором стал Э. Габлиани. Он же, вместе со своими сподвижниками, был инициатором строительства дороги Зугдиди - Местиа, который круглый год связывает вольную Сванети с остальной Грузии. Габлиани был растрелян в 1937 году, его кники запрещены, а его сын во время ВМО перешел на сторону Немцев а после войны переселился в США.
Современиком Габлиани был и Сильвестр Навериани, однако их политические взгляды расходились. Сильвестр тоже получил оброзование в Петербурге и стал комунистом. Не смотря на это, в 1920-ие годы Навериани писал письма, в которых уверял комунистическое правительство что Габлиани не является опасным для советской власти и ходательствовал для его возвращения в Сванети. Они как раз вместе были инициаторами строительства новой дороги. В семейном архиве Навериани сохранилась обширная переписка, где Навериани пишет о туристических маршрутах Чегема, Сванети и Рачи. Однако проэктам не суждено было сбытся, Навериани тоже был растрелян в 1937 году. Надеюсь его потомки скоро опубликуют записи знаменитого деда, что прольет еще больше света на новеишую историю Сванети.
К сожалению, не смотря на очень глубокую культуру и многовековую историю, Сваны так и не научились писать. Сванский язык не имеет своей письмености и почти нет никаких писменых источников расказывающих о Сванети написаной самими Сванами. Помимо грузинских исторических источников, где о Сванети и Сванах часто встречаются весьма протеворечивые данные, о истории Сванети можно искать данные в самих Сванских песьнях и легендах. Однако из такого материала вытащить события давно менувших дней из тумана и предать им ясность крайне сложно и защастую пости невозможно.
В конце XIX столетия Вольная Сванетия приняла поддаство РИ. С тех пор начались путешествия чиновников в этот отдаленый уголок, что бы навести там новый порядок. Этот процес проходил очень сложно, т.к. жизнь вольных Сванов, изолированных от мира на протяжении веков, из законы и обычай были очень своеобразный и не совмещались с законами РИ, которые те не хотель принемать. В те времена дорога в Сванети была открыта только в летние месяцы, а 9 месяца в году Сванети был отрезан от мира.
Многие чиновники и путешественики тогда писали о Сванети, но это был взгляд из вне, всего лишь вобрагия разных впечатлении, зачастую ложных, и на них основаные опять таки ложные выводы. Есть в таких описаниях и крупицы правды, однако разобрать теперь, спустя более чем 100 лет, что там правда а что лишь умозаключения автора, очень сложно. Однако всем читателям таких очерков очень рекомендую относится к ним с осторожностю, дабы не уверовать в истиность ложных умозаключении.
При такой плачевной ситуации, вклад сделанный общественным деятелем, Сваном Эгнатэ Габлиани трудно переоценить. Эгнатэ родился в 1881 году в селе Мулахи, вольной Сванети. Образование получил в Петербурге, закончив факультет Востоковедения. Много писал о проблемах Сванети в тогдашней Прессе. Он был истиным патриотом Грузии и Сванети. После распада РИ пытался привлечь внимание властей Демократической Республики Грузии к Сванети, а когда в Грузию вошли комунисты, то боролся против них, за что и был арестован 1924-1926 годах. Как раз в этот период он начал писать свой книги - "Старая и новая Сванетия", "Вольная сванетия" и "Тур в горах Сванети". Это единственные письменные источники того времени о истории Сванети написанные самим Сваном, который отлично знал свой край. В книге "Старая и новая Сванетия" написана история Сванети, анализируя старинные легенды, песьни и предания, именно Габлиани первым попытался извлечь из тьмы веков события которые нашли отражения в стариных песьнях и ритуалах. Он писал и со слов стариков о событиях имевших место в конце XVIII века и в XIX веке, ведь эти старики давно умерли, и то что они помнили уже давно забыто, и только в этой книге можно оживить по из памяти события. Описал он и многие ритуалы и обычай. Некоторые из них, как например Липанали, и сейчас соблюдается, а некоторые утеряны, и так утряны что современные старики даже о них не помнят. И единственные описания таких ритуалах можно прочитать только в этой книге. К сожалению политика ГПЦ сегодня направлена на искоренение стариных ритуалов, то что пережило комунизм, сегодня пытаются уничтожать попы, которые якобы "просвящают" Сванов. В конце 1920-их годов Габлиани смог вернутся в Сванети. Он был инициатором создания музея истории и этнографии в Местиа, что бы предотвратить разграбление Сванети, которое под видом мисионерства начали еще священики и чиновники РИ и продолжали комунисты. Музей был создан в 1936 году и первым директором стал Э. Габлиани. Он же, вместе со своими сподвижниками, был инициатором строительства дороги Зугдиди - Местиа, который круглый год связывает вольную Сванети с остальной Грузии. Габлиани был растрелян в 1937 году, его кники запрещены, а его сын во время ВМО перешел на сторону Немцев а после войны переселился в США.
Современиком Габлиани был и Сильвестр Навериани, однако их политические взгляды расходились. Сильвестр тоже получил оброзование в Петербурге и стал комунистом. Не смотря на это, в 1920-ие годы Навериани писал письма, в которых уверял комунистическое правительство что Габлиани не является опасным для советской власти и ходательствовал для его возвращения в Сванети. Они как раз вместе были инициаторами строительства новой дороги. В семейном архиве Навериани сохранилась обширная переписка, где Навериани пишет о туристических маршрутах Чегема, Сванети и Рачи. Однако проэктам не суждено было сбытся, Навериани тоже был растрелян в 1937 году. Надеюсь его потомки скоро опубликуют записи знаменитого деда, что прольет еще больше света на новеишую историю Сванети.
Comments
Post a Comment