О истории Сванети

Навеяно постом Князья Дадешкелиани - сородичи Тарковских

К сожалению, не смотря на очень глубокую культуру и многовековую историю, Сваны так и не научились писать. Сванский язык не имеет своей письмености и почти нет никаких писменых источников расказывающих о Сванети написаной самими Сванами. Помимо грузинских исторических источников, где о Сванети и Сванах часто встречаются весьма протеворечивые данные, о истории Сванети можно искать данные в самих Сванских песьнях и легендах. Однако из такого материала вытащить события давно менувших дней из тумана и предать им ясность крайне сложно и защастую пости невозможно.

В конце XIX столетия Вольная Сванетия приняла поддаство РИ. С тех пор начались путешествия чиновников в этот отдаленый уголок, что бы навести там новый порядок. Этот процес проходил очень сложно, т.к. жизнь вольных Сванов, изолированных от мира на протяжении веков, из законы и обычай были очень своеобразный и не совмещались с законами РИ, которые те не хотель принемать. В те времена дорога в Сванети была открыта только в летние месяцы, а 9 месяца в году Сванети был отрезан от мира.

Многие чиновники и путешественики тогда писали о Сванети, но это был взгляд из вне, всего лишь вобрагия разных впечатлении, зачастую ложных, и на них основаные опять таки ложные выводы. Есть в таких описаниях и крупицы правды, однако разобрать теперь, спустя более чем 100 лет, что там правда а что лишь умозаключения автора, очень сложно. Однако всем читателям таких очерков очень рекомендую относится к ним с осторожностю, дабы не уверовать в истиность ложных умозаключении.

При такой плачевной ситуации, вклад сделанный общественным деятелем, Сваном Эгнатэ Габлиани трудно переоценить. Эгнатэ родился в 1881 году в селе Мулахи, вольной Сванети. Образование получил в Петербурге, закончив факультет Востоковедения. Много писал о проблемах Сванети в тогдашней Прессе. Он был истиным патриотом Грузии и Сванети. После распада РИ пытался привлечь внимание властей Демократической Республики Грузии к Сванети, а когда в Грузию вошли комунисты, то боролся против них, за что и был арестован 1924-1926 годах. Как раз в этот период он начал писать свой книги - "Старая и новая Сванетия", "Вольная сванетия" и "Тур в горах Сванети". Это единственные письменные источники того времени о истории Сванети написанные самим Сваном, который отлично знал свой край. В книге "Старая и новая Сванетия" написана история Сванети, анализируя старинные легенды, песьни и предания, именно Габлиани первым попытался извлечь из тьмы веков события которые нашли отражения в стариных песьнях и ритуалах. Он писал и со слов стариков о событиях имевших место в конце XVIII века и в XIX веке, ведь эти старики давно умерли, и то что они помнили уже давно забыто, и только в этой книге можно оживить по из памяти события. Описал он и многие ритуалы и обычай. Некоторые из них, как например Липанали, и сейчас соблюдается, а некоторые утеряны, и так утряны что современные старики даже о них не помнят. И единственные описания таких ритуалах можно прочитать только в этой книге. К сожалению политика ГПЦ сегодня направлена на искоренение стариных ритуалов, то что пережило комунизм, сегодня пытаются уничтожать попы, которые якобы "просвящают" Сванов. В конце 1920-их годов Габлиани смог вернутся в Сванети. Он был инициатором создания музея истории и этнографии в Местиа, что бы предотвратить разграбление Сванети, которое под видом мисионерства начали еще священики и чиновники РИ и продолжали комунисты. Музей был создан в 1936 году и первым директором стал Э. Габлиани. Он же, вместе со своими сподвижниками, был инициатором строительства дороги Зугдиди - Местиа, который круглый год связывает вольную Сванети с остальной Грузии. Габлиани был растрелян в 1937 году, его кники запрещены, а его сын во время ВМО перешел на сторону Немцев а после войны переселился в США.

Современиком Габлиани был и Сильвестр Навериани, однако их политические взгляды расходились. Сильвестр тоже получил оброзование в Петербурге и стал комунистом. Не смотря на это, в 1920-ие годы Навериани писал письма, в которых уверял комунистическое правительство что Габлиани не является опасным для советской власти и ходательствовал для его возвращения в Сванети. Они как раз вместе были инициаторами строительства новой дороги. В семейном архиве Навериани сохранилась обширная переписка, где Навериани пишет о туристических маршрутах Чегема, Сванети и Рачи. Однако проэктам не суждено было сбытся, Навериани тоже был растрелян в 1937 году. Надеюсь его потомки скоро опубликуют записи знаменитого деда, что прольет еще больше света на новеишую историю Сванети.


Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия

Fantastic trip from Tbilisi to Kazbegi