Шатили


Здесь обеденю вместе, что нафоткала на той и этой неделе. Фоткала откровено мало. Было много народу, особенно теперь, что совсем не люблю...
Итак крепость-деревня Шатили на берегу Аргуна защищала верховия реки и перевал Датвиджвари от набегов Кистинцев (Чеченцев). Укрепления возводились тут уже в IX веке, но апогей строительства пришелся во времена Царицы Тамар. Шатили, как приграничная крепость имела важное стратегическое положение. Башни были окружены стеной со стороны реки. Местные Хевсуры воевали и роднились с Чеченцыми. В XIX веке 60 Шатильских семей удержали натиск армии Шамиля, кого русские не могли победить 25 лет.
К сожалению все это давно позади... Сегодня в Шатили постояно проживает 6 семей. Уже писала почему.
Ранее выше по течению были укрепленые деревни: Кистани, Гиоргицминда, Гуро, Лебаискари. Сегодня они пусты... Только про Гуро знаю что его уничтожили русские.
Когда то весь Шатили можно было пройдти не ступив ногой на землю - по крышам домов, теперь уже приходиться то и дело спускаться. В 30 годах 20 века на стенах этих башень красовались еще отрубленые руки Чеченцев...
Шеварднадзе был единственым в советские времена кто хоть что то сделал для горцев. Он вернувшимся в Шатили построил современые котеджи, и переселил их из башень туда, и начал реставрировать башьни.
По Горским законам земля принадлежит клану и вне клана никто ее покудать или арендовать не может. Это сильно затрудняет бизнес с одной стороны, с другой охраняет горцев. Поэтому никакими инвесторами в горах не пахнет. Однако сегодня туристическая инфраструктура все же развиваеться. Несколько местных отремонтировали свой родовые башни и сделали гостиницы. Однако местным еще многому предстоиться научиться, что бы извлекать пользу от возростающего интереса туристов к региону и сделать свой край процветающим так, что и другие Хевсуры вернулись с низин в горы. Все это только в руках самих Хевсуров.



Шатили с севера. Примерно таким видели его приежие из Чечни.




Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое


Фото не мое

Это все снято неделю назад.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия