Хевсурети, общие сведения
Хевсурети высокогорный край Грузии, расположен по обе стороны Кавказского хребта. Край ныне входит в Душетский район региона Мцхета-Тианети. С Юга Хевсурети граничит с Пшави, на западе с Мтиулети и Хеви, на севере с Чечней и на востоке с Тушети. Главный Кавказский хребет делит Хевсурети на прекавказский (Пиракета) и закавказский (пирикита). Следует учесть что для нас Закавказие это Северный Кавказ.
Хевсуры грузинский субэтнос, говорят Грузинском языке. У них отличительные национальные одежды и боевые оружия. Есть легенды что Хевсуры это огрузинившиеся крестоносцы, что лично я считаю чушью, ибо Шатили, Муцо и т.г. были построеный еще в 8-9 столетии.
Культура прекавказскийх и закавказских Хевсуров весьма отлична. Прекавказские не строили укрепленые деревни-крепости, ибо не боялись набегов чеченцев. В закавказской Хевсурети можно найдти много камней с непонятныим пиктографическим письмом, чего нет в прикавказской Хевсурети. У Закавказских нет церквей а молельни дохристианского типа, и вообще, языческие верования и культы в закавказской Хевсурети сохранились очень сильно. Еще они во многом блиски к Чеченцам, несмотря на многочисленые столкновения с ними, у них были сильные родственые связи и в Шатили и Муцо жило много огрузинивших Чеченцев - Кистов.
Христианство в горах было распостранено огнем и мечем. Горцы с трудом растовались со свойми идолами и до конца так и не растались, особено закавказские Хевсуры. Христианизация ограничилась лишь переименованием божеств в святых. Так главный бог Армази стал асоцироваться со святым Георгием, и в горном фольклере св. Гиоргий сильнее Христа и всегда покровительствует горцам.
В средние века Хевсурети, как и большинство высокогорных регионов, был вольным, то есть, говоря на современом языке, обладали широкой автономии. Никто не имел право вмешаться в их внутрение дела, Хевсуры подчинялись лишь царю, и на войне выстовляли войска. Этим и ограничивалось их подчинение.
Жизнь и обычай Хевсуров а так же взаимоотношения с Чеченцами в конце 19 столетия очень красиво описаны поэтом Важа Пшавелой в поэмах "Алуда Кэтэлаури" и "Стумармаспиндзели".
В те времена, Хевсуры успешно отрожали нашествия Чеченцев, с кем русские воевали 40 лет, и 60 семей Шатильцев отразили Шамиля с его 5000 войском. В те времена у Хевсур был распостранен обычай резать правую руку у поверженого врага. По этнографическим данным высушеные руки висели на стенах Шатили еще в 1930их годах. Не знаю был ли анологичный обычай у Чеченцев.
Беда в горы пришла при советской власти. 1921 год, красная армия окупировала Грузию. через год побежденый Какуца Чолокашвили укрылся в Хевсурети и там начал готовить восмтание. Востание подавили в крови. Какуца через 2 года сбежал в Турцию. В 1936 году начались репресии, и чекисты под видом борьбы с разбоиниками растреливали несогласных Хевсуров. А с точки зрения полит образования и надежности горцы вообще оставляли желать всего найлучшего.
Последний и самый тяжелый удар по Хевсурети нанесли уже в 1950их годах, когда Хевсуров насильно согнали с их земель и переселили на равнины, около Рустави - село Гамарджвеба и около Дедоплисцкаро тоже в Гамарджвеба. Это была одна из самых тяжелых и непростительных преступлении комунистического режима, когда они под видом распостранения прогреса уничтожали целые края с их самобытной культурой.
Некоторые Хевсуры не выдержав жизни на ровнине вернулись в закавказскую Хевсурети, на землю их отцом. Но это ничтожно малый процент. Сегодня в этой части Хевсурети много оставленых сел.. руины башень, и деревни с начелением 1-2 семьи... трагедия советской индустриализации.
Жизнь в горах сурова.. Закавказский Хевсурети с октября по июнь в изоляции от остального мира. На перевале Датвиджвари высотой 2676 уже в середине октября выпадает снег и становиться непроходимым до конца мая. Единицы переходят перевал пешком и были случай когда путешественики замерзали на дороге. От Тбилиси до Шатили не более 200 км, но преодолеть их можно на машине за 5 часа. После Магароскари дорога портиться а последние 70 км идет грунтовка. Перевал нельза переежать ночью и при сильном дожде или тумане.
Есть и другие перевали, но там нет проежих дорог и они в основном выше 3000 метров. И так, всего около 10 семей, в долине рек Аргуна и Андики живут отрезаные от всего мира.
Шатили самое большое поселение, с постояным населением 6 семей, летом их количество удваиваеться. Кроме этого, в верховиях Аргуна, в Лебаискари живет одна семья, в Кистани только летом бывают 2 пастуха. Про Гиоргийцминда ничего не знаю, эта деревня в стороне от обычных туристических маршрутов. В долине Андики недалеко от Муцо 3 семей живут постояно, в Ардоти 1 семья, над Ардоти еще одна деревушка, там 2 семей. Все эти семья поднялись обратно в горы не видержав жизни на равнине, или же по любви к родной земле.
Никакой мобильной связи в закавказском Хевсурети нет. В случае беды можно связаться с "большой землей" через пограничников, у них спутниковые телефоны.
В этом году назначили автобус на Шатили, который ходит из Тбилиси раз в неделю, по суботам, в 9 утра, и обратно по понедельникам. Когда перевал закроеться раз в месяц в Шатили летает верталет. Это и есть вся связь с миром.
Элекричество есть везде, с помощю солнечных батарей. в Шатили есть и мини ГЭС. Есть телевидиние со спутника, но не у всех. В Шатили есть и спутниковый интернет. В Шатили есть единственная школа - интернат. Интернат потому что из других деревень дети не могут каждый день ходить в школу, растояния 7 км и больше.
Ведущие отрасли хозяиства - скотоводство (в основном коровы) и пчеловодство. Количество посевов незначительно, в основном это картошка, фрукты вовсе не встречала, но диких ягод очень много.
На тему дорог и машин - в хорошую погоду может проехать и легковая машина, но ехать лучше на джипе. В начале лета в местах лавин дорога может быть нерасчищена до конца и это затруднит передвижение на машине. Кемпингов нет, но палатки можно ставить везде, с разрешения хозяев. В Шатили несколько гостиниц, цены от 20 лари за ночь. Криминала нет вообще. Рекомендую купить у местных сыр и мед.
19 Сентября будет Шатилоба. Много гостей, местное свареное пиво, национальные песни, танцы и много итнтересного.
Comments
Post a Comment