А виноград созрел



После утомительного пути добралась я до фермы Серго Маисурадзе, у подножия Тмогвииской крепости. О нем я уже расказывала, как о самой крепости. На ферме никого не было, но зато была вода. Села, наелась, напилась и улеглась у стога с сеном отдохнуть. Через какое-то время появился отец Серго, пригнав скот с пастбища. Старый Гоги пригласил меня в дом и мы сели, поужинали и попили чай. Старик, проводивший много вечеров в одиночестве, был рад гостье и высказал свое мнение обо всем, начиная с бразильских сериалов и кончая политикой.
Поняв что сериалы я вообще не знаю кроме пары отечественных, речь зашла о взбалмошности и невежестве тбилисцев, коих вообще нигде не любят, но меня, из-за моей непретенциозности и привычке к спартанской жизни, принимают хорошо. Так же поговорили о турках-месхетинцах. Тут старик выразил однозначное мнение, что в этой долине их не ждут и видеть не хотят.
- Это они разорили этот край! Уничтожали деревню за деревней! До Турецкого нашествия только в Месхети население было более миллиона, а теперь сколько месхетинцев осталось? А где джавахи?! Этот край уничтожен турками и лучше умру за решеткой чем допущу, чтобы тут хоть один из них поселился!
Припомнил старый Гоги расказы отца, которого турки взяли в плен и ему чудом удалось избежать смерти, также поведал расказы деда. Вековая ненависть ко всякому роду турков тут сильно живет, старики помнящие выселение мусульман из этих краев считают сие единственным благим делом, сделаным Сталиным. Припомнил старик все, начиная с разорения Месхетинских деревень в XVI веке и до насильственной исламизации края. Он немало гордился тем, что в его родной деревне Верхний Тмогви никогда не было мусульман.
Досталось от деда и коммунистической власти.
- В те времена даже двух коров держать нельзя было! Крестьянство разучилось трудиться ибо не было плодов труда а теперь у меня и моего сына более 30 коров! У нас еще больше было, я 3 года жил в горах, я старик, пас скот всей округи а на вырученые деньги построил этот дом! Вот так, теперь если хочешь работать, то не будешь бедствовать, а возвращаться к прошлому только бездари и бездельники хотят.
Нельзя было не согласиться с аргументацией крестьянина, который в возрасте 75 лет трудится вместе с многочисленной семьей от восхода до заката и чей дом мало чем уступает хорошей даче.
Поведал он и историю своей фамилии и деревни.
В Х веке крепость Тмогви разорили арабы, вроде это было нашествие того самого Буга Турка, которого грузины разбили у Хизабавры. Жители Тмогви покинули город. Большинство его однофамильцев - Маисурадзе пошли на север, эмигрировали в Рачу, а 14 семей тмогвиицев поднялись в лес, в те времена склоны Эрушети еще были покрыты густым лесом, и нашли там убежище, основали деревню Верхний Тмови. В деревне, как уже сказано выше, никогда не было мусульман. Как-то турки прислали туда молодого муллу, для исламизации деревни. Посмотрел мулла на тмогвиицев, и сказал им "Когда придут турки делаете намаз, а когда никого нет молитесь по вашему обычаю". Тмогвиицам понравился такой мулла, и они вскоре его женили на вдове. У них родилось двое детей, которые приняли крещение и перешли на фамилию матери. Его потомки до сейх пор живут в долине Куры. Деревня опустела пол века назад, когда из долины выселели турок-месхетинцев, то жители Верхнего Тмогви спустились вниз и поселились в оставленой деревне и назвали его Накалакеви, что значит городище. Сам дед родился в одной из землянок в Зеда Тмогви.
Попив порядочное количество чая я поплелась спать.
Давно так хорошо не спалось, чистый воздух и абсолютная тишина лучшие снотворные.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия