Дорога Зугдиди-Местиа


Навеяно разговором с подругой по скаипу. Подруга эта давно живет в Испании и отвыкла от наших реалии, тем более в горах здесь она никогда не была. Беседа была о чем, я расказываю что еду в Сванети и какие там дороги в этом сезоне, а она высказалась что при таком раскладе ни за что не сунеться туда пока дорогу не достроят. А я принялась обеснять что и у этой дороги свой плюсы, в итоге понесло.

Когда человек едет из Тбилиси в Местию, то ему нужно проехать через всю нашу обятную родину. Несколько часов дремотной и скучной дороги, совершенно скучный автобан до Гори не запоменаеться вовсе, дорога до Хашури вызывает еще меньше эмоции. Мне то что там ловить, давно потерян счет в который раз проежаю этот участок. Могу лишь лениво посмотреть сколько земель обработано. Тексты про поселки беженцев, таможня и русские войска в Игоети, Гори город пострадавши от бомбежек и родина Сталина, Про Хашури и сказать нечего особо, Сурами курорт, крепость. Перевал. Если турист выдаст что тут красиво, отвечаю, про красату поговорим в Сванети, это все даже блиско не стоит. Только благодаря туристам я обратила внимание на красивый вид деревни Убиса :)) а проежала сколько раз? и не видела.

Привал в предорожной забегаловке. Дальше Зестапони, уродливый город, Кутаиси... моя мечта - обездная вокруг города. Не должна магистраль проходить через такой город и все! Дальше совсем скучно. Опускаемся на уровень моря и трасса прямая как стрела и скучная. Нет больше гор. Равнины на сколько глаз хвотает. Неначто глазу остановиться. Мимо пробегают Самтредия, Абаша, Сенаки, Хоби и Зугдиди. Дорога сворачивает к горам, которые как будто стенной преграждают равнину и дорога как бы упераеться в эту стену. Река Магана уже проидена и начинаються подемы... дорога в Сванети уходит в глубь ущелья. Тбилиси - Зугдиди 320 км. Впереди 138 до Местии.

Кончаеться асфальт и на смену приходят бетонные плиты выложение в начале 70их при строительстве ИнгурГЭСа и начале строики ХудонГЭСа. Бетон местами в хорошей сохраности, а местами превратился в крошки грязи. По сторонам ведны бетоные укрепления, что бы грунт не сползал, но во многих местах грунт все же сползает. Здесь природа ясно дает человеку понять, никакая техника, никакие инжинерские выдумки не сравняться с его силой. За год Сванская природа уничтожит любую бетонную дорогу. Дорога извеваеться вокруг водохранилища, возвышаються вертикальные вклоны покрытые селами... тунели... сквозь бетон тунелей просачиваеться грунтовая вода, в одном тунеле даже водопад. Я это называю Сванской мойкой.

Водохранилище кончаеться, кончаеться и бетон... покинутые мосты и тунели ХудонГЭСа... деревня Хаиши. Осталось 80 километров, проидено 400. Но расслабляться рано, тут все и наченаеться! Мост через Ингури и исчезают всякие намеки на дорожное покрытие. Развилка на Чубери. Дорога сужаеться, двое машин с трудом разедуться. На одной стороне пропасть и бешеный Ингури а на другой отвесная скала, с которой что то наровит упасть. Много водопадов и речек.
Противоположный берег реки - отвесная голая скала заросшая лесом. Как это голая и с лесом? А вы сами приежаете и посмотрите, в Сванети соснам не нужна почва, они растут на камнях.

Два тунеля пробитые кирками вручную. "Балконы" тут дорогу толком не пробили, сделали бетонные балконы и по ним едут машины. Сейчас делают тонели. Но мы еще будем ехть по балкону, под нами бурлит Ингури.
7 км нового бетона... тут летом часто были камнепады, дарога закрывалась. Где еще застрянешь как в Сванети? видишь стоят машины, встаешь, выходишь узнать в чем дело. А дело либо в завале либо в оползне. Все ждут когда тракторы очистят дорогу. люди и машины... люди ходят взад и вперет, куча знакомых... когда всегда в дороге знаешь всех кто в дороге бывает часто. Обмен приведствиями и мнениями о очередном завале. С деловими и серезными лицами экспертов. Оценка транспортных средств. Тут у всех местных джыпы, от новых и старых японок до древних и закаленых УАЗов. На легковиков смотрят презрительно - не Сванские это машины. Попадаються груженые туристами "Делики" и иногда "Спринтеры" мы все шутим что один и тот же спринтер сюда дважды не подниметься :))) плач и мат водителя спринтера - куда его завезли.
Опять ходим, угащаем другдруга чем попало, болтаем с знакомими и знакомимся с незнакомими. Утешаем туристов. Что хотите, дело обычное. Узаем что первые машины стоят уже четвертый час. Радуемся - мы простоим меньше. Час, полтора... а куда спишишь? В Сванети на дороге не спишат. Дорогу открывают. Люди бегут к своим машинам, прощаемся как старые знакомые и уежаем дальше, до следующего завала.
Крутые подемы до Лахамула... 100 км от Зугдиди... Еще круче поемы к Эцери.. осталось еще 25 км...
Шавгеле... место где всегда оползень.. 115 км от Зугдиди. Всегда стоит техника, всегда чистят дорогу. Не очистишь, через час дороги не будет вообще. Грязь такая что колес не видно... сверху с черных скал опускаеться черное месиво на дороге... и оттуда в пропасть... 115-116 км... место кде грунт всегда в движении... однажды тут унесло грузовик... просто унесло вниз, в пропасть, похоронило...
грязь в дожди и пыль в сухости.. осталось не много... в хорошую погоду с поворота у Бечо вдруг, без предупреждения надвигаеться огромная Ушба. 4700 прямо перед вами. На против Лаила 4008.
Обезд вокруг хребта Бали не страшен. Потом уже башни Латали... проедя грязи Латали вдруг бетон!!! и так до самой Местии. И при везде в Местию старый дырявый асфальт. Но путь проиден. Можно отдохнуть.
Дорога которая занемает от 9 до 13 и более часов позади, а впереди башни Местии... городка затеряного в горах.

Comments

Popular posts from this blog

До свидания

Внизу Сванетия